Яхтинг в хорватии и национальный парк корнати. Путешествие на яхте по хорватии История тех мест

4-11 июня путешествовал по Хорватии на яхте. За одно прошел обучение и получил права шкипера boat skipper (voditel brodice).

Это был мой первый круиз. Впечатлений - море. Адриатика меня поразила своей чистой бирюзовой водой, красивыми бухтами, интересными островами.

Маршрут , Хорватия, Северная и Центральная Далмация.

04.06 - авиачартер Киев-Сплит, на такси - до Сукошана в марину Далмация

05.06 - о. Бишево (Голубая Пещера) - о. Хвар (г. Хвар)

06.06 - о.Хвар- о. Корчула (г. Корчула)

07.06 - о.Корчула - о.Святого Клемента

08.06 - о. Св Клемента - г. Шибеник

09.06 - г. Шибеник - г.. Сукошан

10.06 - г. Сукошан - г. Задар - Сукошан (поехали на такси сдавать экзамен)

11.06 - Сукошан - аэропорт Сплит.

Команда:

С командой нам очень повезло, не смотря на то, что до рейса большинство учасников круиза друг друга не знали.

Собралась очень душевная и позитивная компания. Сдружились очень быстро.

Большое спасибо инструктору Богдану. Бродовски.

Он умеет сплотить команду, подшутить, покричать в нужный момент, в общем найдет подход к каждому.

Большое спасибо Андрею Горбу за то, что "нае...шил зачетных луков":) 95% фотографий в этом отчете сделаны им.

Яхта:

С яхтой нам очень повезло! Вместо забронированной Sun Odyssey 43 2002 года наши чартерные партнеры сделали сюрприз и дали практически новую яхту-красавицу Oceanis 43 (2009).

Beneteau Oceanis 43 , "Playmaker", 2009 года. 4-каютная, 2 WC, длина - 13м.

День 1 - суббота 04.06.2011

Побережье Хорватии. Вид с самолета.

Алексей в самолете времени не теряет - повторяет теорию. Кстати, автор учебника - наш инструктор Богдан Бродовски.

Прибыли в Сукошан - марина Далмация. Самая большая марина в Хорватии.

В марине покушали, приняли яхту, заселились, скупили продукты и в 5 часов вечера вышли с марины.

На яхте все новички, кроме шкипера-инструктора Богдана и Алены, она получила права шкипера еще осенью 2010 года.

Приняли решение сделать в первую же ночь марш-бросок на Юг, чтобы побывать в самой интересной части Хорватии: Центральной и Южной Далмации (о. Хвар, Корчула, Бишево).

Поэтому переход предстоял длительный, более 80 морских миль.

Богдан дал команду держать курс на о.Шолта, а уже от Шолты планировали пойти в сторону Виса, а затем в Голубую Пещеру.

Шкипер лег спать в кок-пите (на борту), и еще пол-часа в полудреме подсказывал рулевому, где и какой маяк мы будем проходить, по каким огням и знакам ориентироваться, пока окончательно не уснул. А мы по 2 часа несли вахту штурвала.

Ветра не было, всю ночь шли под мотором со скоростью 5-6 узлов (9-11км/час).

В 2 часа ночи меня осенило - если мы и дальше будем идти на о. Шолта, а потом сменим направление к Голубой Пещере, то просто потеряем 2-3 часа времени. Где находится Голубая Пещера я точно не знал, то ли на о. Вис, то ли на о. Бишево. Поэтому разбудил Алену (она уже имела права шкипера и неплохо разбиралась в навигации), Алексея (он по очереди должен был перенять мою вахту). И мы втроем стали рыться во всевозможнных туристических путеводителях в поисках Голубой Пещеры.

Нашли Голубую Пещеру - она оказалась на Юге о. Бишево, изменили курс на 15 градусов, после чего я передал вахту Алексею и пошел спать.

День 2. Воскресенье 05.06.2011

В 6 утра мы прибыли на о.Бишево.

Швартовка на Бишево.

Команда в сборе.

Марина с Сашей не стали дожидаться катера, который возит туристов в пещеру, а сели в "тузик" и поплыли прямо в Голубую пещеру. После посещения пещеры, на выходе нарисовался "касир" с лодкой и очень удивился таким ранним туристам - на тузике, в купальниках и без билетов:)

Голубая пещера

Такую картину в Голубой Пещере можно наблюдать только утром с 9 до 10 часов, пока солнце падает под определенным углом.

После пещеры мы взяли курс на остров Хвар и причалили в одноименном городе Хвар.

Высадка десанта в Хваре.

Стоянка в Хваре.

Идем к крепости.

Красная черепица в Хорватии везде!

Покоряю крепость г. Хвар


Днем Хвар - тихий, спокойной, чуть ли не пенсионерский городишка.

А ночью городок оживает, в барах и ночных клубах на всю гремит музыка.

В ресторанах едим морепопродукты. Макароны мы и сами на яхте приготовим)

Ресторанчик понравился.Терасса, виноградная лоза над головой и небо.

День 3. Понедельник. 06.06.2011

Таримся продуктами.

А это хорватские цены. Умножаем на 1,6 и получаем стоимость в гривне. В среднем цены в 2 раза выше наших.

Поэтому жвачки, гречку, колбасу - дешевле везти с собой))

И отправляемся на о. Корчула. По пути заходим в тихую бухту. Купаемся.

Хорватские ежики - они везде.

Ботаним!)

Корчула мне очень понравилась - и остров и город. Поэтому фоток много.

Старый город.

Колоритная яхтсменочка)

Романтика.

Удивительной красоты закат.

Рыбак и море

Ночная Корчула

Хоть и вся архитектура в Хорватии выглядит одинаково, тем не менее каждый город передает свою атмосферу, ритм.

Больше всего с хорватских городков мне понравился и впечатлил именно г. Корчула.

В нем - дух спокойствия, старины. Прямо среди узких каменистых улиц звучит живая музыка. Местная группа в полном инструментарном вооружении исполняла веселые народные хорватские песни. Эта музыка придает особую изюминку городу.

Ниже на фото одна из самых дорогих рыбенок Хорватии - "зубатка".

Блюдо с рыбехой 1,8кг обошлось нам на троих в 100 евро!

Зато сытно наелись)

А это, как любил говорить Андрей, "дешевое домашнее винишко".

Реально дешевое - 37 кун (60грн)/бут в ресторане, местного производства, легкое и очень вкусное.

Ночные посиделки.

День 4. Вторник. 07.06.2011

Марина - Aci Marina Korcula

Этот день для меня стал самым насыщенным событиями.

Еще с вечера я подбил 3 наших девушек на то, чтобы с утра пораньше взять на прокат мопеды и рассмотреть остров получше.

Взяли 2 мопеда и двинулись в путь. Наша цель: поселок Лумбарда в Юго-Восточной части острова.

К слову скажу, что никто из них раньше не ездил на мопеде.

Отстутствие опыта вождения мопеда проявилось на втором перекресткте - девушки выехали на бордюр и перевернулись.

После чего поменялись местами и в легком шоке поехали дальше.

Вот такая она провинциальная жизнь на Адриатическом море.

Настроение мягко говоря "Не боевое". Девушки настаивают вернуться назад и сдать мопеды. А у нас еще 3 неиспоьзованых часа и километры неизведаных дорог острова Корчула.

Ну и ничего страшного, что выезжая под одну крутую горку Даша неудержала руль, заехала в крыльцо ресторана и еще разок царапнула мопед:)

Главное, что пейзажи, которые открылись нашему взору, стоили этих приключений)

Впрочем судите сами.

Можно сидеть вот так на пирсе и любоваться морем часами.

Лумбарда - вылитый итальянский поселок, с виноградниками, венецианской архитектурой, морем, лесом.

Здесь тишина, красота, спокойствие, умиротворение.

Поэтому в Лумбарду едут люди постарше или семьи с маленькими детьми. В Лумбарде есть песчаный пляж, а это для Южной Далмации - большая редкость.

В этом разделе рассмотрены общие вопросы такие, как что такое отдых на яхте, что лучше выбрать моторную или парусную яхту, кто такой шкипер, виды чартера и аренды яхты, яхтенный этикет, типовые условия контракта на аренду яхты, как лучше подобрать попутчиков, условия плавания вдоль морского побережья Хорватии, метеоусловия Адриатического моря и т.п. Стоимость аренды яхты, если ее разделить на компанию из нескольких человек, обычно не дороже а в некоторых случаях даже и дешевле цены пребывания в 4-5 звездочном отеле. Впечатления, полученные вами во время круизного плавания вдоль морского побережья и по островам, невозможно сравнить не с чем. Являясь своеобразным плавучим отелем, яхта перед отелем имеет много неоспоримых преимуществ. По сравнению с проживанием в отеле, в котором каждый день один и тот же пляж, один и тот же вид из окна, тот же город - в путешествии на яхте отсутствует однообразие и скука. Всего за одну-две недели яхтенного плавания можно посетить множество городов, островов, и достопримечательностей на побережье Адриатики, которые невозможно увидеть живя в отеле или снимая апартаменты на берегу. Только на яхте можно приблизиться к местам, в которые нельзя попасть на пароме или пассажирском судне.

Путешествие на яхте по Хорватии

Если вы путешествуете на яхте по Хорватии под парусом с целью получить удовольствие и просто отдохнуть от суеты повседневной жизни, то просто плывите в том направлении куда дует попутный ветер, на вашем пути всегда окажется остров или тихая закрытая бухта. Сегодня вы остановитесь в каком-то понравившемся вам месте, а завтра уже переместитесь в другое. Решение принимаете вы сами так как «номер» отеля перемещается вместе с вами и у вас появляется свобода выбора. Стиль морского плавания на яхте зависит только от ваших личных предпочтений и настроения. Если вы любите тишину, то выбирайте тихие бухты на островах или небольшие деревушки, рядом с которыми всегда можно стать на якорь. Если предпочитаете близость цивилизации и активные развлечения, то пришвартуетесь в более крупных городах. Ежедневная перемена места это неоспоримое преимущество для тех, кто путешествует на яхте. Сегодня можно гулять в лесах или оливковых рощах острова Хвар, а на следующий день посетить и осмотреть дворец императора Диоклециана в городе Сплит, или просто получать удовольствие от красоты чистого моря и близ лежащих островов. Передвигаясь с места на место, вы очень быстро привыкнете приветствовать рукой людей, которые проплывают мимо вас, приветствие - это такая яхтенная традиция которой придерживаются все яхтсмены. На пути вашего плавания обязательно повстречаете множество новых друзей, которые останутся с вами надолго. Обычно во время круизного плавания морские переходы длятся не более 4-8 часов. Такой режим позволяет лучшим образом получать удовольствие от плавания под парусом, успевать осмотреть местные достопримечательности и успеть окунутся в ночную жизнь на берегу.

Каждый день яхта причаливает в марину, где экипаж имеет возможность отдохнуть и развлечься на берегу или на борту лодки. Кроме того, такая длительность дневных переходов практически исключает развитие морской болезни.

Яхтинг

Яхтенное плавание это прекрасная возможность приобрести новые незабываемые впечатления и получить новые навыки. Ходить под парусом наиболее древнее и уважаемое в морском деле мастерство. «Приручение» яхты - удовольствие для всех, кому нравится чувствовать и подчинять себе силу ветра, стоять за штурвалом, ставить и убирать паруса, править по ветру. Для управления парусной яхтой, необходимо знание морской навигации и технических особенностей устройства судна, нужна хорошая физическая подготовка и быстрая реакция. Почти все кто плавал на яхте с капитаном, обычно не могут побороть искушение управлять яхтой самостоятельно, научится вязать морские узлы и пробовать разобраться в тонкостях управления парусами. После плавания вы будете гордиться приобретенным опытом, который всегда пригодится в повседневной жизни, и быстрей всего ваши друзья и знакомые будут тихо вам завидовать. Используйте возможность попробовать и узнать что-то новое, и получить незабываемые впечатления от морского путешествия под парусом.

Ночью вернулась с самого потрясающего отдыха в своей жизни!.. Я слышала, что яхтинг затягивает. Я верила в это... Теперь в голове все перевернулось с ног на голову и, наверное, встало, наконец, на свои места... Яхтинг - это, видимо, какая-то неизлечимая болезнь, которой заражаешься с первого же неосторожного раза.

Внутри совершенно сумасшедшее состояние, описать его, раскладывая по полочкам, крайне сложно - но я попробую... Что именно заставило меня влюбиться в этот вид отдыха?

Во-первых, это море. Огромное, чистое, ярко-синее, каждый день окружающее тебя своим всесильным телом и вызывающее желание потеряться где-то там и никогда не возвращаться... Я никогда не забуду то ощущение безумного экстаза, возникшее, когда я сидела на носу, яхта летела под парусом, а меня с разлету и размаху окатывали соленые брызги... Мокрая насквозь, в джинсах, свитере и куртке, я выползла оттуда, пошатываясь, как после бурного секса, - и поняла, что эта любовь взаимная, настоящая и надолго...

Во-вторых, это сама яхта. Ощущение того, что рядом с тобой есть люди, которые могут управлять этой махиной, которые, словно волшебники, могут повернуть паруса, эти кусочки материи, и сделать их послушными своей воле, точно отлаженные механизмы - это что-то безумное... Наверное, я была какой-то неправильной женщиной, как оно часто со мной случается)) Но я просто органически не могла сидеть внутри, в кают-компании, когда снаружи происходит Волшебство. Когда трое-четверо человек совершают невозможное. Все эти маяки, перекидываемые паруса, швартовки в маринах... "Кранцы за борт", "Отдать швартовы"... Руки, крутящие лебедки, и рождение энергии из воздуха - для меня это была настоящая жизнь! Как итог моего безвылазного сидения на палубе - все лицо обветрено нахрен, словно у заправского моряка. Сижу вот уже третий час под толстым слоем крема и пытаюсь вернуть себя в состояние женщины =)))

Третье, что покорило меня в яхтенном отдыхе - это разнообразие. С одной стороны, ты на море, ты можешь купаться в самых чистых и красивых местах, там, где тебе захочется. С другой стороны - ты каждый день где-то в новом городе. Для Хорватии - в новом кусочке Европы. Самобытные городки, улыбчивые люди, кофе с молоком... Узенькие улочки, вымощенные древними камнями, церквушки, парки, фонтанчики... Ты не привязан к отелю со свиняче-поросячей системой "все включено". Ты совершенно свободен. Можешь посмотреть полстраны - или остаться в понравившемся городке на все время отдыха. Твой выбор, твое право.

Но самое главное в этом отдыхе - люди. Я не знаю, где еще можно найти такую теплую, настроенную на одну волну компанию. Если ехать отдыхать в гостиницу - промаринуешься все время в компании из двух - маскимум трех человек. Здесь же нас было десять. Десять человек, отфильтрованных самим понятием "яхтинг". Адекватных, умных, настроенных на активный отдых и приключения. Не помню, когда в последний раз мне было так душевно тепло на отдыхе. Когда я столько хохотала и общалась. Когда каждая минуточка была наполнена смыслом...

В общем, нахожусь я в состоянии чертовской грусти от того, что все закончилось. Одной недели оказалось безумно мало - хочется еще, взахлеб и с дрожащими руками. Просто-таки ломка =)
Ездила с компанией www.sailtravel.ru

Протяжённая береговая линия, скрывающиеся за руинами крепостных стен старинные порты, виднеющиеся с моря оливковые рощи и холмы с виноградниками, мерцающие в свете утренней зари бирюзовые воды, идеально подходящие для плавания и снорклинга, живописные прибрежные скалы… Учитывая все эти особенности Хорватии в сочетании с приятными климатическими условиями, не удивительно, что эта страна в Адриатическом море настолько притягательна для яхтсменов с различных уголков мира.

Вот 5 наиболее привлекательных и интересных для ознакомления хорватских островов, которые можно назвать истинными жемчужинами этой страны и которые непременно стоит посетить, путешествуя на яхте по Хорватии.

Цавтат

Как только вы увидите побережье Цавтата, вам покажутся невероятно знакомыми пейзажи этих мест. И это не удивительно. Многие художники черпали здесь вдохновение, любуясь восхитительными закатами. Наверное, многие картины с парусниками в гавани срисованы с натуры именно в Цавтате – старинном городке, расположенном на южном побережье Хорватии.

Если вы желаете сбежать от суеты и раствориться в умиротворённой атмосфере средневекового городка, то Цавтат идеально подходит для таких целей. Помимо романтических прогулок среди оливковых рощ, этот городок может предложить увлекательное погружение в историческое прошлое страны. Здесь можно полюбоваться остатками средневековых фортификационных сооружений, а также посетить старинные церкви и монастыри.

На набережной Цавтата располагается немало ресторанов и кафе, в которых можно отведать оригинальные блюда местной кухни и полюбоваться живописными красками заката над морем, наслаждаясь изысканным вкусом местного вина.

Млет

Хорватский остров Млет, расположенный на юге страны, можно весьма справедливо назвать истинной природной жемчужиной Адриатического моря. Этот наиболее красивый остров региона просто утопает в изумрудной зелени древних лесов и тенистых рощ, и большая часть этого лесного царства является национальным заповедником. Здесь можно позабыть о шуме больших городов и просто раствориться в природном спокойствии, изучая местные природные достопримечательности.

На территории одноимённого природного заповедника существует немало экскурсионных троп, по которым можно осуществить увлекательные пешие прогулки. Не менее интересным будет и водное приключение – сплав на байдарках, во время которого можно посетить прибрежные пещеры и полюбоваться плавающими прямо на поверхности воды серебристыми рыбёшками.

Один из наиболее популярных туристических объектов – пещера Одиссея, в которой, согласно древнегреческим мифам, в течение 7 лет легендарный герой был в плену у нимфы Калипсо. Пользуется Млет особой популярностью и среди ценителей , ведь в прибрежных водах встречаются и коралловые рифы фантастической красоты, и немало интересных затонувших объектов.

Корчула

Всего в 20 км от Млета располагается иной, не менее привлекательный для ценителей уединения и спокойного отдыха остров – Корчула. Сосновые леса, оливковые рощи, многочисленные виноградники и на любой вкус – от песчаных до галечных и каменистых – всем этим славится этот хорватский остров.

Здесь можно заняться снорклингом и подводным плаванием вблизи залива, прогуляться в тени оливковых рощ, посетить кафе и отведать местные колбасы и свежий ореховый сыр, а также непременно полюбоваться на традиционные боевые танцы с мечами. Кроме того, остров Корчула по достоинству оценят любители , ведь здесь почти круглый год царят идеальные условия для занятий этим водным развлечением.

Бишево

Небольшой остров Бишево известен своими многочисленными пещерами и гротами, среди которых наиболее популярен у туристов Голубой грот, считающийся одной из «визиток» Хорватии. Это место очаровывает с первого взгляда. Возникает ощущение, что Голубой грот Бишево и впрямь возник из какой-то волшебной сказки, а его пейзажи больше напоминают картины из фантастических фильмов.

Игра света и тени создаёт в этом гроте и впрямь завораживающие картины, в которых переплетаются всевозможные цвета и оттенки, начиная от серебристого и заканчивая зелёно-бирюзовым.

Лучшее время для посещения Голубого грота Бишево и любования его магически завораживающими водами – с 11-ти до полудня. На самом же острове можно посетить руины старинной византийской церкви монахов-бенедиктинцев, которые и основали здесь первое поселение.

Вис

Небольшой островок Адриатического моря – Вис – настоящий рай для любителей уединённого отдыха, поскольку считается наиболее удалённым от материковой части страны. Здесь можно насладиться блюдами средиземноморской кухни и отведать изысканные местные вина.

Любители неспешных прогулок могут изучить старинные улочки Виса, который в былые времена служил базой для югославской национальной армии, а ценители более активного времяпровождения могут заняться дайвингом или же отправиться на морскую . Любители старины могут посетить на острове Вис остатки древнегреческого поселения Исса, а также побывать в музее рыболовства.

25 ноября 2011 г. 14:01 Дубровник, Крк, Сплит — Хорватия Сентябрь 2011

Ох, не дурой была губа у того греческого царя Одиссея, отнюдь… Наевшись до икоты (за десять то лет осады Трои!) хваленого турецкого «все включено» со специфической, но все ж анимацией, дорогу в родную Грецию герой Иллиады проложил через Адриатическое море, где собственно и подвис- а ведь и было ему где… «Тысяча двести островов это вам не фигушки воробушкам показывать,- думала я запивая пряный аромат каменистой сосновой бухты сухой хорватской Мальвазией… а на столике тот же натюрморт, что и у царя Итаки за несколько тысяч лет до описываемых событий: белое вино искрится на фоне пышных, будто специально откормленных, зеленых холмов; карстовые разломы твердых сыров смягчаются ниспадающими волнами вяленого мяса; хлеб, выложенный без церемоний на тиковую поверхность стола, а завершает всю композицию плетеная корзиночка со свежими трофеями- инжиром и виноградом, добытыми на этом, расположившемся напротив острове…Вот и Одиссей, наверное, ступал на его землю, поднимался в гору по тем камням, вдыхал запах хвои и розмарина, нагибался время от времени сорвать дикую виноградину или тянулся за свежим инжиром, ложился в тень смоквы, утолял жажду той самой Мальвазией и засыпал под цокот- шуршание цикад «молодец-молодец-молодец» Конечно молодец, как впрочем и мы, решившие пройти на яхте от Дубровника до Щебеника с заходом на водопады.

3


3



2


Если не дергать за понтЫ, то аренда простой парусной яхты в Хорватии в пересчете на шесть человек выходит столько же, если не дешевле, сколько и наем апартаментов с тем лишь различием, что помимо койка- места с удобствами ты еще обеспечен транспортным средством, который со стороны кажется весьма и весьма фешенебельным… Но только со стороны. Каких-то лет пять назад, глядя на обедающих за столиками кокпитов людей где-нибудь в Каннах или на Антибах, я даже и в мыслях не держала примерять на себя такой гламур. Гламур, ага… теперь то точно знаю, что за столиками яхтенного кокпита обедают не от финансового избытка, а от его недостаточности. А тогда, во Франции, наверное немного подзавидовала тем яхтсменам и скорее всего пожелала оказаться на их месте. Опасайтесь своих желаний- они сбываются! Захотела дольче вита? Получи- жарь котлеты в трюме с задраенным люками во время перехода. А иначе что ты будешь кушать после красивой швартовки? Размер ресторанного счета вчера вечером прямо указал на супермаркет на ближайшие три дня похода, да еще и подначил «давай, давай, сама-сама- сама». Даю… сама…Кому чаю? Кому котлет? Что? Бросать все на хрен и бежать перевешивать кранцы иначе борт к чертовой матери расцарапаем? Ну это я мигом…

Хорватия стала первым самостоятельным морским походом после обучения яхтенному мастерству на Тенерифе. Воспоминание о Тенерифе, точнее о муштре и ежедневной восьмичасовой океанической качке в момент кривило лицо еще месяца три после окончания курса. Качка качкой, но знания, которые в нас умудрился вложить тогда капитан, оказались на удивление прочными- кто бы мог подумать что у нас получится проложить вручную маршрут, пролавировать в густых сумерках средь дюжины островков и с первого раза пришвартоваться в ночных условиях в неизвестной марине! Убрать паруса! Бухта- «о-икс-о»- клюз- правый борт готов! Бухта- «о- икс-о»- клюз- левый борт готов! Кранцы, багор, муринг на «утку», и наша «Никита» ювелирно входит в едва различимый глазом проем меж двух яхт.


4


3


1


Первый тост за молодого шкипера- супер! Молодчина! Он еще и сам толком не понимает что у него все получилось. Второй тост за капитана- учителя, он сейчас где-то на регате пожелаем ему удачи. Ко- шкипер, т. е. я ограничивается рукопожатием и сухими поцелуями в щечку- ну, как говорится, кто на кого учился….Дальше пьем уже без тостов.

Алкоголь в походе это не пьянство, а дань традиции и мера дисциплинарного взыскания. «Адмиральский час», бьющий в двенадцать часов пополудни нарушать не моги- разозлишь морских чертей, а они ууууу какие. Исключение дети и беременные женщины. «Адмиральский час» несет в себе и элемент воспитания- как бы тебе не было плохо с утра после вечернего загула- до двенадцати дня даже думать в сторону пива не моги. Мучайся самоанализом и делай оргвыводы.

Числящиеся на суше трезвенниками члены команды переходят на «режим» уже на второй день- если нет качки и морской болезни, то не выпить в переходе чистый грех, а учитывая что литр вина в Хорватии на одно евро дороже бутылки простой воды, то…Исполненный на десятый, последний, день перехода плакатный жест «я больше не пью!» привел к тому что «исполнитель» стал единственным членом экипажа, способным держать руль в течение четырех часов под слаженный храп команды. А вот выпил бы и ехал в аэропорт как человек, на такси. Морские черти они в своей мести коварны и изобретательны.

«Тутто вичино!!! Тутто вичино!!!», т. е. очень близко, орет итальянский шкипер, выкатив глаза и отчаянно махая руками. Тутто вичино это метров пятнадцать от правого борта его яхты «Рома» и столько же от левого борта французского катамарана «Эсмеральда». Для справки- длина нашей «Никиты»- тринадцать с хвостиком метров, но итальянец, судя по жестам, боится, что мы плохо привязались к сосне, неважно бросили цепь на каменный выступ, да и якорем прямо скажем не удались, чего уж там…Он клонит к тому что в случае стихийного бедствия мы можем зацепить его борт своим. Поздно. Стихийное бедствие уже произошло и имя его- «Эсмеральда», от которой мы неблагодарную «Рому» как раз и прикрыли. Дело в том, что пока итальянцы плескались в закатных лучах, озарявших необитаемый остров, а мы в мучились в тех же самых лучах, но только со швартовкой, французы закончили водные процедуры и перешли к жарке барбекю сопровождаемой изрядным возлиянием. В их широтах, по всей видимости, «адмиральский час» наступает с заходом солнца. Чем выше градус- тем сильнее огонь, громче голоса, активнее движуха. Подожгут- не подожгут? Первым не выдерживает шкипер «Ромы». Несмотря на кромешную темень он отдает концы и отходит метров на двадцать левее. От греха подальше. Наш шкипер, маскируя беспокойство словами «в доме жрать нечего пойду на ночную рыбалку» усаживается на корме с удочкой наперевес. А на «Эсмеральде» уже пошли в разнос- когда все съедено и выпито они каким-то образом снимаются с якоря, заводят двигатель и… чудом никого не зацепив, уходят с гиканьем в неизвестном направлении… Итальянцы с облегчением гасят на кокпите свет, а наш шкипер наконец то насаживает наживку на крючок и забрасывает удочку.

1


4


Если бы не необходимость забора воды и зарядки аккумулятора, то вряд ли бы мы заходили на ночевку в оборудованные марины. Шли бы себе и шли, останавливаясь на осмотр достопримечательностей да пополнения запаса провизии…Да, в марине иногда есть горячая вода и количество унитазов всегда больше чем один, в ней есть магазины, рестораны, прачечные. В некоторых можно найти бутики, салоны СПА, площадку для гольфа, и (внимание!) бассейны с морской водой, но…какой смысл в ресторане со страшно сказать- энотекой если нельзя выйти на палубу, почесать то что чешется без оглядки на соседей и через мгновенье оказаться в чистой, прозрачной воде? А тут проснулся и бултых в море! Вылезаешь, обматываешься полотенцем, а тебе вместо «доброе утро» вопрос в лоб «Мидий сколько на обед брать будем?», а ты так вальяжно, так обыденно отвечаешь «Да надоели они уже. Вот колбаса закончилась…». Да, лучшая рыба это колбаса, и ближайший ареал ее обитания это, как ни крути- марина. К тому же у нас жесткий график и как бы не было хорошо в тихой бухточке или на якорной стоянке- надо идти вперед. Купание, завтрак, мытье посуды и капитан, развернув лоцию, командует «Снять трусы!»

Как ни странно, но команда «Снять трусы!» не несет никакой эротической нагрузки. Совершенно. Зато помогает команде выдержать бон- тон. Вот стоит наблюдатель на берегу, смотрит на горизонт и глаз его цепляет белую яхту. Ветер надувает ее паруса, она вся такая тонкая, изящная, уверенная в себе несется, разрезая морскую гладь, а… по бокам в такт парусам полощутся трусы и полотенца. Вот чтобы «Никита» не производить такое же впечатление, капитан усилил сборы командой про нижнее белье Хотя, редкий парусник войдет в марину «без трусов», да и мы под конец тоже расслабились и послали разок приветственные сигналы в город Трогир с помощью купальников. Трогирцам, думаю, не привыкать, а вот обладательницы купальников и ответственный за сборы получили легкий выговор.

Яхтенная бытовуха, как не сложно догадаться, специфична. Местами даже очень. Ну вот взять, к примеру, такой вопрос как стирка. Казалось бы чего проще- а нет. Если стираться в марине, это одно об этом позже, А вот на борту- дело совершенно другое. Во первых нужно экономить воду. Во вторых электричество. Поэтому совмещаем стирание трусов (футболок) с мытьем. Т. е. трусы выступают губкой для тела. С естественными нуждами тоже есть нюанс- все слышат то, что ты в настоящий момент исполняешь, а по окончании процесса нужно сделать нехитрую комбинацию из маневров по откачивание продуктов жизнедеятельности в фикальный бак. Теперь про стирку в марине. Там есть прачечные, но ими пользуются те, у кого есть время. В конце концов можно купить таз постирать, но это не методично. У кого нет времени и желание покупать таз- стирают в раковинах. Но в раковине можно постирать мелочевку, а вот нам, феям в белых брюках и белых туниках было сложнее. Но на то мы и феи- мы нашли выход из положения! И не с помощью тыквы и волшебной палочки, а простой российской смекалкой. Заходили мыться (в случае наличия в марине горячей воды) прямо в том что есть и включали душ. Другими словамм стирали сами на себе.

Готовка это отдельный раздел темы мореходства. В трюме стоит плита. Она качается, поддерживая горизонтальное положение. Это позволяло нам не только готовить в переходах, но и регулярно кипятить чайник для чая или кофе. Вообще яхты сдаются с полным набором посуды и ножей вплоть до кофеварки, поэтому при желании мы вполне могли себе позволить блан манже с киселем, только возиться с кулинарией прет-а-порте под надутым парусом прямо скажу и недосуг и желания нет. Драить палубу оказалось на редкость увлекательным занятием. Хотя бы потаму что это одно из лекарств от морской качки. Судовые работы они для этого и придуманы, а размер яхтенной палубы крошечный- грех шваброй не повозить.

Распорядок дня в зависимости от места ночевки начинается либо с купания (дикая бухта) или с завтрака (ночь в марине). Далее опять в зависимости от…снова купанинг, «снять трусы» и снятие с якоря, либо разделение по интересам- кто на осмотр достопримечательностей, кто плавать или на обследования нового пляжа, кто досыпать, кто пить кофе на берег и так далее. Сбор в условленное время и ритуальное снятие трусов. Были ситуации, когда культуринг находился в местах недоступных для причала яхт. Тогда сбрасывали милого пузатого тузика и шуровали на нем до берега. Тузика бросали на привязи либо договаривались с кем-то из команды, что в условленное время позвоним либо будем стоять там то и там то и что тот Шидт на льдине отчаянно махать руками.

2



1


3


Архитектура приморских и островных городков даже не стесняется итальянистости. А чего стесняться, когда часть островов до Второй мировой принадлежала Италии, а остальные в течении многовековой истории так или иначе входили в состав аппенинского соседа или и имели с ним серьезные торговые отношения. Красные черепичные крыши, бегающие вверх- вниз узкие мощеные улочки; стрельчатые, «венецианские» окна старинных домов; барочные завитушки и флорентийские розетки на фасадах соборов, площади с часовой башенкой- «карандашом», площади- палаццо ну, и конечно же, белье на веревках- куда ж без него. Дубровник, Хвар, Корчула, Млет, Трогир, Скрадень, Щебеник все они похожи друг на друга как дети одних родителей и так же отличаются друг от друга. Хвар с Дубровником старшенькие. Это упитанные и уверенные в себе пацаны, Корчула- скромная девочка, робко опускающая нежные голубые глаза, Щебеник- красавчик и задира, мамин любимчик, Скрадень- затихушник, Млет- жадный карапуз.



3


2


А Скрадень и впрям затихушник. На первый взгляд он ничем, кроме туристических корабликов идущих на водопады реки Крка, больше не примечателен. А вот если заходить в него с моря, то по пути можно увидеть высокие скалистые берега реки Ориноко. Я ничего не путаю. Во времена Советского Союза здесь снимали фильмы про хороших индейцев и плохих ковбойцев. Именно здесь, где река впадает в море, чернобровый красавец Гойко Митич лихо отмахивал сажени на деревянной каноэ, ставил силки на птиц и охотился на оленей. Вода у Скрадня уже речная- темная, «тяжелая» и пахнет илом. Берега оторочены тростником, камышом и прочей болотной растительностью. Крякают утки, вальяжно плавают лебеди. Встаем на якорь, опускаемся в воду и с удивлением обнаруживаем что мало того что она солоноватая на вкус, так еще нижние слои теплее верхних! Ныряем чтобы согреться! Такое в фильме не покажешь- это надо почувствовать.

2


4


4


— Простите,- выбираю в жертву сорокадвухфутового «Одиссея» под английским флагом,- Вы последний на заправку?

— А вы думаете мы тут автобус ждем?

Улыбаемся и устраиваемся около «Одиссеея». Но не все-такие культурные, некоторые норовят пройти на дурачка. Какая-то «Галата» считает что ей недосуг тратить полтора часа и пытается вклинится в очередь. Наглую «Галату» ставят на место всем миром и всеми подручными способами: криками, свистом, руками, полотенцами, я дую, точнее издаю не сильно приличный звук, медной дудкой. У нее, конечно, есть специальное морское название как у часов- склянка, у туалета- гальюн, даже надувная лодка зовется ласково- тузиком, но в разрезе издаваемых мной звуков- лучшее название для музыкального инструмента- дудка.

За десять дней похода мы уже мним себя опытными морскими волками. Расслабились донельзя- спасательные жилеты не надеваем, вдоль палубы несмотря на надутые паруса ходим не пригибаясь…Последнее стоило жизни известнейшему российскому мореплавателю Евгению Гвоздеву- он получил удар гиком по голове. Мне же, мнимая опытность чуть ли не стоила фаланги левого мизинца. Спасибо акрилу на ногтях- минуту держал натянутый шкот, под который попал палец, пока капитан «переворачивал» лодку, ослабляя натяжение парусов. Тот же самый расслабон стал причиной стриптиза, что мы, одетые в короткие платьица и туники, показали всей заправочной станции отталкивая яхту ногами от пристани при боковой швартовке. Но подвяжи мы кранцы повыше, так как сказал капитан, кто б тогда оценил наши «швартовочные» трусы?

Ну вот, наша с позволения сказать регата подошла к концу. Сдаем яхту, грузим вещи в арендованный автомобиль и выезжаем в аэропорт, до которого ехать двести сорок километров, двадцать из которых приходится на территорию Боснии и Герцеговины. Так что, хоть пятнадцать минут, но я все-таки была в Боснии и Герцеговине- жаль магнитик не купила. Когда такой случай еще представится? А вот следующий случай, надеюсь больше не представится никогда- приехав в час ночи в аэропорт Дубровника мы узнали что открывается он в пять утра. Так с белоснежной яхты мы попали прямиком на белоснежные лавки. Что ж, и такой опыт, не считая бронхита, можно считать полезным- впредь будем более предусмотрительными.

Вот теперь точно все. Прощайте игрушечные городки, живописные бухты, необитаемые острова. До свиданья не сильно улыбчивые, но все же милые хорваты, «хвала» вам за лимонад, «прошуту» и «мешано мясо». Спасибо за предупреждение что на острове Вис «бУра» и опрОститэ что мы в супермаркетах вели себя как в «Ашане»- один человек занимает место, пятеро бегают с корзинками. Не унывайте марины с холодной водой, платные буи и водные таксисты. Мы еще приедем к вам сыграть на варгане рядом с уличным музыкантом; выпить кофе на ступенях дворца Диоклетиана под а-капелло из-под его куполов; подышать соленым хвойным воздухом с вкраплением лаванды и розмарина; выпить шампанского, закусив его холодной устрицей на площади перед портом; посмотреть на каменный баптистерий храма в Щебенике и снова пройтись под парусом между одной тысячью сколько то там островов по волнам моря цвета старой, видавшей виды бирюзы. Довидьженя!