Из истории села арамашево. Из истории села арамашево Из истории села

May 22nd, 2017 , 11:19 pm

Ранее я рассказал вам о начале нашего маленького автопробега по родным уральским районам (части первая и вторая ). Теперь будет часть третья, но... не последняя, как я планировал.

Закончив осмотр села Мироново, мы выехали на север, в сторону Алапаевска. Неплохая автодорога шла вдоль левого берега Режа. Мы успели проехать буквально километр, как вдруг в деревне Бучино наткнулись вот на это:

Наткнулись-то, конечно, только на таксофон, я подошёл уже позднее. Самое интересное - аппарат рабочий, из трубки раздаются гудки! Вот вам и деревня - всё в сохранности и целое, пусть и неиспользуемое.

Ещё через километр начался Алапаевский район, где мы наткнулись на прикольный "пограничный" знак, ну и вы опять увидите меня:

Проехав ещё около 10 километров, мы наконец оказались в довольно известном на Урале селе Арамашево. Оно впервые упоминается с XVII века, и, подобно Мироново, не раз подвергалось набегам кочевых башкир. Население села по переписи 2010 года - чуть более 700 человек (опять же примерно как в Мироново).

Есть в Арамашево и ещё одна сходная с Мироново черта - наличие весьма достойного краеведческого музея. Как и в Мироново, мы не стали задерживаться на экскурсию, впрочем, мы и так не успели бы - музей уже не работал.

Самая главная достопримечательность Армашево - церковь Казанской иконы Божьей Матери. Я просто оставлю это здесь:

Арамашевский храм почти равен по возрасту мироновскому, но арамашевская церковь была освящена раньше, уже в 1800 году. В конце 1920-х храм был закрыт, и его восстановление началось силами местных жителей только в 1990-е годы. Поначалу арамашевцы сделали, что смогли, а уже затем помогли спонсоры и местные власти. Церковный придел, который на фотографии слева, был отстроен заново. Церковь отреставрирована настолько хорошо, что издалека кажется свежепостроенной:




Как видно на фотографии, к церкви направляются гости села. Они вышли из машины с челябинским номером. Судя по всему, туристов в Арамашево хватает.

Село известно не только церковью и музеем. Недалеко от Арамашево тренируются скалолазы, а по Режу вдоль села сплавляются любители рафтинга. Красота же!



Есть в Армашево и казино))

Если в Арамашево проехать по мосту через Реж, то спустя 1,5 километра вы окажетесь на развилке дорог. Дорога прямо длиной около 500 метров ведёт к посёлку Самоцвет (железнодорожная станция на линии Екатеринбург-Алапаевск, 280 человек населения), а дорога вправо - почти 2 км - ведёт к посёлку Курорт-Самоцвет (население 650 человек). Вот "на курорт" мы и поехали.

В отличие от многих сёл и деревень Алапаевского района, Курорт-Самоцвет - довольно молодой населённый пункт. Он появился в 1950-е годы благодаря маршалу Жукову, который тогда командовал Уральским военным округом. Благодаря стараниям маршала, Самоцвет быстро стал одним из главных лечебных санаториев Урала, каждый год сюда приезжали десятки тысяч отдыхающих. Основа лечения на Самоцвете - сапропелевая грязь с озера Молтаево, на берега которого тоже приезжают многие туристы.

Поскольку Курорт-Самоцвет появился только 60 лет назад, то и дома здесь относительно нестарые. Относительно...



Администрация посёлка:

Остатки старой котельной:

Старые деревянные (по ходу, индивидуальные) сарайки/гаражи:

Тут же - хлам, помойка и сиамская кошка. Кошку плохо, но видно:

Разумеется, аборигены Курорта-Самоцвета с подозрением смотрели на незваных гостей, осмелившихся приехать и чё-та тут фотографировать, но мы к их молчаливому презрению отнеслись с таким же презрением. В любом случае, ловить здесь было больше нечего, и нужно было уже возвращаться домой.

Обратный путь мы проделали по автодороге Алапаевск-Реж, это примерно 42 километра. Разумеется, захотелось посетить и Мироново, и Арамашево по второму разу, уже с визитами в музей и экскурсиями. Что ж, лето ещё впереди, попробуем!

Ну, а это мы:



«…и ходили по уральским домам сибирские маляры и предлагали разрисовать стены, двери и потолки деревенских изб. Хочешь, хозяин?»

Я впервые узнала, что на Урале были такие традиции. Село Арамашево . Бывшая учительница русского и литературы Вера Васильевна Реутова сначала относила свою пенсию на восстановление храма. А затем, в самые сложные 90-е года, когда разорялся совхоз и деревенские мужики спивались, начала вместе со своим мужем и детьми восстанавливать деревенское наследие — избу с уральской росписью — на свои скромные сбережения.

Копеечные пенсии двух учителей и огромное созидательное чувство «сохранить для детей» это историческое расписное богатство XVI-XVII веков. Небольшой домашний комплекс недалеко от называется «Уральских изб Душа живая» . Удивительно, как люди стараются сохранить и познакомить нас с традициями и ритуалами, что были свойственны уральской глубинке.

Здесь проводятся экскурсии, мастер-классы и забавные конкурсы, лишь бы привлечь сюда побольше народу, особенно детишек, что бы они начали гордиться своими народными корнями. Посмотрите на улыбки этих нарядных девчонок, которые с большой радостью включились в восстановление семейных ритуалов. А сколько счастья в глазах нарядных взрослых?!

Мы узнали об этом душевном благодаря Наталье Беленковой и путеводителю по Свердловской области от Дома книги . Как здорово, что можно путешествовать не только во время длительных отпусков, но и на протяжении дня по родным просторам!».

Автор текста: Лилия Патрушева


«Уральских изб Душа живая»: история создания

Как появился домашний музейный комплекс рассказала Реутова Вера Васильевна :
«Несколько лет назад в Арамашево , в избах, которые собирались сносить, вдруг, за обоями и штукатуркой были обнаружены старинные росписи. Подобные тем, что можно увидеть в . Только там избы собирались с окрестностей и были перевезены в музей под открытым небом из других сел. А здесь свои, родные. Это было настоящее чудо.

Потребовались годы и усилия всей семьи, чтобы восстановить и привести в порядок две комнаты и подворье. И в старую избу словно вернулась душа. Структура крестьянского дома на Урале была проста и функциональна: изба, погреб, амбар, колодец «журавль», сарай, загоны для скота, огород, баня.

Зажиточные крестьяне строили две избы под одной крышей - зимнюю и летнюю. Их называли горницы. Летняя изба была попроще: пол земляной, без печки, а на чердаке хранили сено. В таком доме летом было не жарко. Зимняя изба отапливалась большой русской печью, в ней были маленькие окошки — все для того, чтобы сохранить тепло и не замерзнуть долгими темными зимними ночами.

Люди в воcстановленных домах жили зажиточные. Они не только две избы поставили, но еще и богато украсили свой дом. Может быть, кому-то кажется, что роспись эта смотрится грубо, наивно, но она добавляла красок и радости в серые будни длинных уральских зимы и осени, поэтому и сто, и двести лет назад хозяева платили высокую цену малярам-художникам, расписывающим избы.

В зависимости от достатка в избах расписывались либо только двери, либо часть потолка, может быть небольшой простенок. В Аромашевских избах роспись повсюду, люди жили здесь зажиточные и не скупые».

Сколько же стоила такая роспись? По словам Веры Васильевны 16 кг муки или зерна платили за роспись одной двери. Скорее всего, хозяин этого дома отдал больше 2-х мешков муки - по тем временам большое богатство.

Если Вы соберетесь с экскурсией к Вере Васильевне, то она вам раскроет тайны деревенского дома. В своем рассказе экскурсовод часто возвращается к своему прошлому: веселые истории про сурового деда и бабушку, которая баловала своих внуков нехитрыми игрушками и сладостями. Здесь вы сможете увидеть свадебное платье и венок, который принадлежал когда-то одной из жительниц Арамашево , мебель возрастом 200 лет, посуду, скульптурки, которые украшали дома местных жителей. Вы научитесь делать обереги, поучаствуете в мастер-классе и отличных фотосессиях.

Село Арамашево простирается вдоль левобережья реки Реж в лесистой местности. На его территории возвышаются скалы с поэтичными названиями, в частности Шайтан-Камень, Шуриков-Камень, Мамин-Камень. Населённый пункт находится вблизи устья левого рукава Шайтанки.

Почти 4 километра разделяют Арамашево от железнодорожной станции Самоцвет, расположенной на линии, соединяющей Каменск-Уральский с Нижним Тагилом. Рядом с селом, к северу от него, проходит автотрасса, идущая от Алапаевска .

История

Село было основано как Аромашевская слобода. По одной из версий её название произошло от слова «арамэ». В переводе с башкирского языка оно звучит как «место у речного берега, поросшего густым кустарником». По другой - от ромашки, растущей на местности, где позже была основана слобода.

В 17 столетии сельчане в основном занимались выращиванием сельскохозяйственных культур, в частности пшеницы. Её поставляли в близлежащие города, а также остроги, находящиеся в пределах Северной Сибири.

Первоначально Аромашевская слобода выполняла функцию форпоста, защищая подступы к русским рубежам от воинствующих кочевников. Одновременно местные жители занимались освоением свободных земель для возделывания сельскохозяйственных культур.

На рубеже 19-20 столетий кроме выращивания пшеницы, сельчане занимались перевозкой железной руды и дров. Они предназначались для снабжения Нижне-Тагильского и Алапаевского заводов.

Со временем этот род деятельности стал неактуален, поскольку были построены и введены в эксплуатацию железнодорожные линии местного значения. В советскую эпоху на территории села функционировал одноимённый совхоз.

Достопримечательности

В бывшем купеческом доме, датированным 18 столетием, расположен краеведческий музей. Создан был по инициативе учителей сельской школы. Музей объединяет пять залов - природы, истории, боевой и трудовой славы, народных ремёсел, истории местной школы.

Церковь Казанской Божией Матери, расположенная в селе, была возведена в 1800 году. Ее построили после того, как сгорел деревянный храм, датированный 17 столетием. В конце 1920-х годов церковь закрыли. Ее колокол был снят и сброшен в воды Реж. Вновь она стала действующей после проведения восстановительных работ в период с 2005 по 2011 годы.

Эта поездка не обещала ярких приключений: ехать по дурацкому Режевскому тракту, в снег и жесткий минус 20 (Крещенские морозы, однако), в непонятный Алапаевский район, в какой-то сельско-школьный музей…

в какие-то расписные избы…

Предложенный Славкой вариант казался сомнительным. Но мы уже несколько выходных никуда не ездили вместе: хотелось дорожного драйва, общения — и просто новых впечатлений. Подкупило то, что, несмотря на отпуск директора музея и выходной день у сотрудников, местные энтузиасты с радостью согласились выйти ради нас на работу: «приезжайте обязательно – музей откроем, экскурсию проведем, село покажем…» Поехали!

И поездка превзошла все наши ожидания.

Сказать, что места на реке Реж красивые – это ничего не сказать. Даже в снежном тумане, сквозь заляпанные стекла машин, открывшаяся панорама захватывала дух.

Еще на подъезде к Арамашево открывается завораживающая картина: светлый Храм, парящий на высокой скале, которую называют Церковным камнем.

Позже, во время прогулки, мы с этой 42-метровой высоты оглядели бескрайние арамашевские просторы… и влюбились в них!

Говорят, все, кто хоть однажды постоял на Церковном камне, посмотрел на плавно несущую свои волны реку Реж (или замерзшее русло), на ожерелье красивейших скал над водой, еще не раз возвращается сюда, в эти святые места, которые наполняют душу добром и любовью.

Поверили сразу — вернемся, и не раз!

А само село… мы опасались увидеть лубочные картины и предприимчивых сельчан в роли «профессиональных крестьян». Как в анекдоте — «Абдула, к нам снова туристы едут, крикни Махмуда – пусть садится под горой, цацки людоеда надевает». А приехали – и обалдели: это было село, не только не утратившее традиций, но и сохранившее российскую национальную идею.

Простую идею патриархального счастья, добра и взаимного уважения. Сердце здесь как-то сразу наполнилось покоем, расхотелось куда-то спешить… Через узкую щелочку вдруг приоткрылось что-то главное в жизни, что-то неутраченное жителями этого села. И это новое знание отовсюду подавало свои знаки-подсказаки: и жар-птицы на расписных избах, и надписи «быть добру», и обереги – обязательно парные, на семейное счастье.

Движущая сила в Арамашево – учителя (бывшие школьные учителя). Интеллигенция в самом хорошем смысле. По их инициативе и под их руководством был создан музей, восстановлен храм, сохранена самоидентификация сельского жителя. Бывший учитель химии (забыла ФИО) ждала нас в натопленном музее (раньше там был купеческий дом в несколько жилых комнат, склад и лавка).

Настоящий сельский музей. Тронул он не только отношением к посетителям как к дорогим гостям (и деньги здесь не причем, цена экскурсии – 200 рублей с группы). Он сам как экспонат: абсолютно домашний (с широкими половицами, самодельными ткаными ковриками и старомодными двухстворчатыми платяными шкафами по стенам). С вешалкой без номерков (чужих здесь нет), с важным котом (сейчас уже не помню – то ли он был, то ли должен был там быть исходя из обстановки) и абсолютно нереальной для городских музеев рассказчицей, которая вела нас сквозь историю, как по страницам собственной жизни.

Создан Арамашевский (ныне муниципальный) музей на базе школьного, силами учителей, ребят и родителей. Идея принадлежит учителю биологии, работу начинал учитель географии… Первоначально экспозиция состояла из даров школьников (старинные предметы быта, позже — минералогические находки, кости доисторических животных), которые дети приносили учителю за хорошие отметки. Все экспонаты этого любопытнейшего музея – местные (найдены в окрестностях поселения, переданы в дар жителями и т.п.).

В музее несколько залов. В первом – история края, природа, этнография… Нам рассказывают про 380-летнюю историю села: в 1631 году поселенцы облюбовали место на высоком берегу реки Реж, так как оно было надежно защищено от набегов кочевников. Существует несколько версий о происхождении названия села. Одна из них заключается в том, что «ара» в переводе с тюркского означает «граница», а село действительно находится на границе башкирских и вогульских земель. Арамашево в слободе выполняло важную военно-стратегическую функцию как пограничная крепость Арамашевского острога.

Второй зал занимает стилизованная уральская изба с русской печью и так называемым «бабьим» углом (здесь ютятся раритетные самовары, горки сундуков, коллекции утюгов и самой любопытной утвари).

И вдруг, в этом 3D-зале с эффектом полного погружения, начинается…. настоящий интерактив! Не знаю, где сельские учителя учились таким технологиям… но указка-трость нашей мудрой наставницы запускает машину времени, музейная комнатка вытаскивает из подсознания (или из нашей прошлой жизни?) реальные картины крестьянского быта… Глава семьи в косоворотке садится в Красный угол.

Хозяюшка с ухватом хлопочет у печи,

ребенок в люльке мирно покачивается в такт…

Мы здесь – и мы ЗДЕСЬ! Фантастические ощущения.

После такого экскурса «в глубину себя» мы уже спокойно воспринимаем зал крестьянских промыслов и ремесел.

Чего только тут нет — старые поделки кузнецов и гончаров, берестяные туески, однорукие пилы, с которыми под силу было в одиночку построить дом, льномялки, бытовые весы, коровьи колокольчики и множество других занятных вещей, о предназначении которых сразу и не догадаешься.

Радуемся «старым знакомым» в коллекциях советской аппаратуры — от телевизоров КВН до почти родных пишущих машинок,


приветствуем старинные патефоны и «почти новые» магнитофоны нашего детства…

Но самым фееричным проектом советских времен является, конечно же, экспозиция «на уроке в сельской школе».

Заходим – и слезы ностальгии наворачиваются: букварь 1929 года выпуска,

школьные прописи 1950-х годов,

старые (наши!) учебники с умилительным идеологическим контекстом,

комплекты школьной формы, ранцы, прописи и чернильницы-непроливайки…


Учитель с указкой (а иногда, для пущей убедительности, и с розгами) открывает каждому мир воспоминаний.

Пишем в прописях, обмакивая перьевые ручки в чернила…

По чистописанию пятерки не у всех =)

Можно примерить пионерские пилотки, вспомнить, как завязывать галстук,

погорнить — и выбить дробь на барабанах…

Здесь все можно трогать руками, все родное и совсем «немузейное»!

Нас уже не хватает на то, чтобы попробовать освоить народные ремёсла (искусство вышивки лентами, катание валенок, бисероплетение или изготовление кукол-закруток). Осматриваем экспозицию «Манси – лесные люди»

На Среднем Урале не так много сохранившихся и обитаемых старых сел, и Арамашево – одно из них. Оно образовалось в 1632 году как аванпост для охраны от набегов кочевых племен и слобода для распашки земли.

Координаты для GPS-навигатора

57.60665520939857, 61.72951300000001

Село Арамашево на карте

К слову, и сегодня тот самый оплот уральских земель — сторожевую башню Арамашевского острога можно даже увидеть – в реконструированном виде она находится в краеведческом музее Нижней Синячихи. Неотъемлемый атрибут села — Церковный камень (42 м) на скалистом берегу реки Реж. Отсюда открывается великолепный вид на всю долину реки и скалистый противоположный берег с Шайтан-Камнем. Именно на краю Церковного камня одновременно с острожком в 1632 году была поставлена деревянная церковь, которую освятили в честь иконы Казанской Божьей матери.

Жизнь в то время в этих местах была неспокойной – люди неоднократно погибали от набегов кочевников. Страшными пожарами горела слободка и с ней же неоднократно сгорала до тла деревянная церковь. Все это продолжалось до тех пор, пока в 1800 году ее не преобразовали в каменную. После, в 1930-м году двери ее были опечатаны, и она долго пребывала в полуразрушенном состоянии. У подножия Церковного Камня летопись времени сохранила еще одну памятку — родник Крещенский, из которого в старые времена черпали воду первые жители Арамашевского острожка. Этот освященный родник обустроен, а вода его обладает целебными свойствами.

На правом берегу Режа, также неподалеку от Арамашево, находится культовое место древних языческих племен — камень на котором сохранилась древняя писаница. Местные жители называют его «Шайтан», но такое простонародное название достаточно современное. Существуют предания, где сказано, что рядом с камнем по ночам раздавались таинственные звуки и были видны мерцающие огоньки, которые жители Арамашевской слободы боязливо приписали нечистой силе. В этих же землях в конце XVIII века открыто уникальное месторождение шайтанского переливта, представляющего собой сложное срастание чередующихся слоев тонкокристаллического кварца, кварцина и глинистого минерала диккита. В современной камнерезной промышленности этот камень идет не только на мелкую пластику и мозаичные картины, как другие самоцветы, но и на изготовление бус, кабошонов, на вставки в кольца, кулоны, серьги и броши. Одна из его замечательных особенностей в том, что он не поддается окраске, в отличие от агата. Ведь сегодня на рынке множество красивых африканских агатов, покрашенных в яркие, ненатуральные цвета. Выбирая же шайтанский переливт, можно быть уверенным, что это его натуральный цвет, такой, каким его создала природа, с теплом яркого уральского солнца.

Краеведческий музей в Арамашево основал краевед, турист и учитель географии в местной школе И. С. Кесарев. Первоначальная экспозиция состояла из даров школьников (старинные предметы быта, минералогические находки), которые дети приносили учителю за хорошие отметки. Коллекция музея предусмотрительно разделена на три зала. В первом демонстрируются найденные самоцветы и редкие минералы. Во втором расположена стилизованная уральская изба с русской печью и так называемым «бабьим» углом (здесь ютятся раритетные самовары, лампы, утюги на углях). И, наконец, в третьем «рабочем» зале вы сможете увидеть все виды крестьянских промыслов и ремесел. Что только тут не увидишь — старые поделки кузнецов и гончаров, берестяные туески с цветами и инициалами, однорукие пилы, с которыми под силу было в одиночку построить дом, льномялки, бытовые весы, коровьи колокольчики и множество других занятных вещей, о предназначении которых сразу и не догадаешься.