Большой екатерининский в царском селе. Большой Екатерининский дворец, город Пушкин

Знаменитый великолепный большой Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге, который представляет собой центральную часть огромного архитектурного ансамбля, располагается на территории Царского села. Каждый день его залы посещают несколько тысяч туристов со всего мира. Здание представляет собой императорский дворец, который ранее был резиденцией для Елизаветы Петровны, а также Екатерины I и Екатерины II на летнее время. Данная достопримечательность причислена к наследию Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Резиденция была названа в честь Екатерины I, по приказу которой она была построена. Начало строительства датировано 1717 годом. С этого момента здание несколько раз перестраивалось, на данный момент времени оно является ярким образцом позднего барокко.

После того, как турист выяснит адрес Екатерининского дворца, он, как правило, старается узнать, когда именно лучше всего его посетить. Однозначного ответа на данный вопрос просто не существует. Летом можно полноценно насладиться фасадами дворца, а также видами огромного парка, широкими зелеными аллеями, погулять у Большого озера. Большой популярностью также пользуется конная прогулка или поездка на электромобиле. По озеру можно проплыть на гандоле. Единственным недостатком летнего периода считается огромный приток гостей, поэтому чтобы проникнуть внутрь дворца туристу придется простоять уйму времени в очереди. Опытные путешественники утверждают, что парк лучше всего посещать весной или летом, а вот внутрь дворца можно попасть и зимой.

В литературе часто упоминается Екатерининский дворец осенью. Особенно прекрасным периодом поэтам казалось бабье лето. Воображение поражает буйство красок, листва на деревьях самых необыкновенных цветов сливается в единую композицию.

Действительно, осень для данных территориальных регионов считается благополучным сезоном для планирования путешествий. Таким образом, Екатерининский дворец в Питере можно посетить в середине – конце сентября, когда сезон дождей еще не начался, но солнце уже не так палит. Осеннее убранство сада смотрится также великолепно, как и его весенний вариант, однако с марта по начало мая питерская погода отличается дождливостью.

История Екатерининского дворца

Стоит отметить, что дворец пережил несколько эпох, именно поэтому его архитектура нашла свое отражение в каждой из них. Кроме того, свое влияние также оказали личные вкусовые предпочтения каждого из правителей тех времен, для которых здание являлось резиденцией. 1717 год считается годом начала строительства дворца, которое велось под чутким руководством архитектора Иоганна Брауештейна из Германии. Строение с самого начала было запланировано, как резиденция Екатерины I. Завершение строительства датируется 1724 годом. Согласно первому проектному плану здание представляло собой двухэтажное здание небольших размеров, выполненное в голландском стиле. Если просматривать фото Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге во времена разных правителей, можно заметить определенную динамику. Например, после того как Елизавета Петровна взошла на престол, она поручила известным архитекторам России не только увеличить площадь строения, но и благоустроить его.

Как гласит история, современные туристы видят Екатерининский дворец именно таким, каким он стал во времена правления Елизаветы Петровны.

1752 год также стал периодом изменений. Императрице показалось, что резиденция слишком тесна и старомодна, поэтому она поручила ее реставрацию архитектору, известному под именем Бартоломео Растрелли. Перестроечные работы длились четыре года. Изменения были грандиозными, именно после этого периода здание получило стиль Русское барокко, в котором оно сохранилось по сей день. Для позолоты отделки фасада ушло ста килограммов золота, которое также украсило статуи, расположенные по периметру кровли. Особым изяществом также отличается парковая зона, презентация которой вместе со дворцом состоялась в 1756 году. На тот момент Екатерининский дворец в СПБ произвел неизгладимое впечатление на иностранных послов и российских вельмож.

Парадные залы

Встречает туриста Парадная лестница, для изготовления которой был использован белый мрамор. Над ее созданием трудился архитектор по имени И. А. Монигетти. Это непревзойденное архитектурное творение занимает часть Китайского зала, который отличается особыми тематическими украшениями, среди которых фарфоровые блюда и вазы. Особое внимание также стоит уделить такой детали интерьера, как большой настенный барометр и часы. Лестницу украшают два Амура, один из которых еще крепко спит, а другой только начал просыпаться. Для оформления перекрытий и стен была использована резная лепнина непревзойденного качества. Потолочное пространство занимает известная картина «Эней и Венера», «Суд Париса», а также «Юпитер и Каллисто». Лестница проводит своих гостей к залам Екатерининского дворца в Пушкине фото которого можно просмотреть в сети:


Кроме того, имеется достаточно информации не только о выдающихся достоинствах достопримечательности, но и о том, как добраться до Екатерининского дворца, чтобы сэкономить свое время. Удобнее всего можно добраться до места назначения от Витебского вокзала, откуда отправляется электричка, следующая до платформы под названием «Царское Село». От станции доехать непосредственно до музея следует на автобусе № 371 либо маршрутном такси № 377.

Примечательно, что каждый отдельный зал представляет собой уникальную, полностью завершенную композицию, которая характеризуется умеренной роскошью. После того как турист поймет, где находится Екатерининский дворец, ему необходимо понять, что для экскурсии лучше всего выбрать время до обеда, поскольку она длится достаточно долго. В любом случае посетить само здание и окружающий его парк лучше двумя подходами, чтобы не упустить ни единой детали.

Аудиогид, билеты 700 руб, оплата картой.
Санкт-Петербург, город Пушкин, Садовая улица, 7
+7 812 415‑76-67, +7 812 415‑76-68

Оригинал взят у bolivar_s в Большой Екатерининский дворец, город Пушкин.

Большой Екатерининский дворец, город Пушкин. Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII-XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

Адольский И-Б.Г. "Портрет Екатерины I с арапчонком". 1725 или 1726. Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года,решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688-1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697-1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713-1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700-1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Портрет императрицы Елизаветы из Царского села в Историческом музее

Фридрих Гартман Баризьен. Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны 1760-1761

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718-1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле.

На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями. Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Ротари - Портрет архитектора Бартоломео Растрелли

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-мгодам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743-1812).

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

Эдуард Гау. Екатерининский дворец. Синий кабинет (Табакерка) (Зубовский флигель)

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769-1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.Азиатская комната стала воплощением темы искусства Ближнего Востока в транскрипции эпохи историзма. Азиатская, или Турецкая, комната Зубовского корпуса Большого Царскосельского дворца была переделана в «восточном вкусе» в 1851 -1853 гг из Малиновой комнаты по проекту архитектора И.А. Монигетти при участии профессора Петербургского университета шейха Мухамсла Айяд Тантави и художника И.Г. Мейера.
В этом, одном из самых интересных экзотичных интерьеров Монигетти, отделка помещения была построена в расчете на экспонирование коллекции царского оружия. Но именно здесь, в комнате, созданной для великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, архитектору удалось подняться над узкоприкладной задачей и создать один из самых ярких и цельных художественных интерьеров.

Гау, Эдуард Петрович - Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860-1863 годах И. А. Монигетти (1819-1878) в стиле «второго рококо».

Бюст Ф.-Б. Растрелли

Золотые ворота

Решетка Парадного двора.


Парадная лестница.

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII-XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

Выставочные комнаты.

Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные.

Большой зал.

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.

Антикамеры.

Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.

«Первая Антикамера»

«Первая Антикамера».Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»

Первая Антикамера Екатерининского дворца 1940г

«Вторая Антикамера»

«Третья Антикамера»

Арабесковый зал.

Арабесковый зал - один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.

Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года.Э.Гау.

Кавалерская столовая.

Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты.

Белая Парадная столовая.

Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.

Малиновая и Зеленая Столбовые.

Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам.

Малиновая столовая

Зеленая столовая

Портретный зал.

В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.

Янтарная комната.

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Картинный зал.

Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом.

Малая белая столовая.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.

Китайская гостиная Александра I.

Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет.

Буфетная.

Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.

Парадный кабинет Александра I.

Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций.

Зеленая столовая.

С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.

Официантская.

Официантская — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия.

Парадная голубая гостиная.

Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779-1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра.

Китайская голубая гостиная.

Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.

Предхорная.

Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви.

Дворцовая церковь.

Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце

Камер-юнгферская.

В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».

На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью.

Опочивальня.

Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны.

Зубовский флигель.

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779-1785 годах.

Екатерининский дворец до сих пор поражает своими масштабами, великолепием и красотой. За годы многовековой истории во дворце сменилось не одно поколение царственных особ, в оформлении и постройке участвовало множество великих архитекторов.

Санкт-Петербург, Екатерининский дворец. Начало истории

В начале XVIII века в том месте, где позже был сооружен шикарный дворец, существовало финское селение, именуемое Саарская мыза. В 1710 году эти владения были подарены Петром I своей будущей жене Екатерине (Марте Скавронской).

После основания в 1703 году Петербурга резиденцией царя считался Петергоф, который расположен на берегах Финского залива, построен он был в 1710 году. Но на протяжении многих столетий все наследники трона больше любили Екатерининский дворец в Царском Селе и большую часть времени проводили именно там. Дворец стал настоящей парадной резиденцией.

В 1717 году Екатерина начинает строительство дворца. К строительству был привлечен немец архитектор Браунштейн. В то же время он занимался архитектурным ансамблем в Петергофе. Завершились работы по строению в 1724 году, по этому случаю был организован большой праздник. «Каменные палаты» - именно так называла свой двухэтажный особняк

Реконструкция дворца при Елизавете

Стала новой владелицей дворцовых палат в 1741 году. По её указанию в конце 1742 года архитектор Земцов начинает перестройку дворца, но скорая его смерть не дает осуществить задуманное. К работе после привлекались такие видные архитекторы, как Квасов А. В., помощник его Трезини, в 1745 году - Чевакинский С. И.

В 1752 году к работе привлекли великого архитектора Растрелли. Елизавета решила полностью изменить облик дворца, поскольку сочла его маленьким и старомодным. Именно после этой грандиозной реконструкции, которая длилась четыре года, появился на свет красивейший, современный Екатерининский дворец, удивляющий нас своим великолепием и сегодня. Презентация иностранным гостям и вельможам состоялась 30 июля 1756 года. Грандиозное сооружение длиной 325 метров поразило гостей своими масштабами и величием.

Красота и прелесть Екатерининского дворца

На сегодняшний день для каждого туриста, прибывающего в Санкт-Петербург, Екатерининский дворец стоит в списке достопримечательностей на первом месте. Чем так удивил при открытии гостей этот шикарный дворец и удивляет до сих пор?

Выполнено было здание в стиле барокко. Огромные размеры, как уже упоминалось: длина дворца тянется вдоль линии сада и составляет 325 метров, красота, величие, неповторимость архитектуры никого до сих пор не оставляют равнодушными.

Фасад выполнен в лазоревом цвете, белые колонны, золотой орнамент придают дворцу торжественный вид. Особое очарование фасада здания подчеркнули фигуры атлантов, лепные украшения. Северный корпус дворца увенчали пять золоченых южный корпус имел парадное крыльцо, а также шпиль с многоконечной звездой. При Елизавете здание дворца стало трехэтажным, в то же время на воротах, украшениях дворца появился знаменитый вензель в виде «Е I».

Не менее привлекательны и внутренние апартаменты, выстроенные по проектам Растрелли. Парадные расположились по всей длине дворца. Вся Парадная анфилада была расписана золоченой резьбой.

Тут же, рядом с Воскресной церковью расположился В нем учились одаренные дети, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин. В его честь в советские времена и было переименовано Царское Село.

Екатерининский дворец в Петербурге

В конце XVIII века Екатерина увлеклась античной архитектурой. Екатерининский дворец в Царском Селе при пережил окончательную реконструкцию. Для проведения работ она наняла знатока античности - архитектора из Шотландии Чарльза Камерона. Именно он создал во дворце Синий, Серебряный кабинеты, Арабесковую, Лионскую гостиные, Китайский зал и Купольную столовую. Все интерьеры, создаваемые Камероном, подчеркивали утонченный строгий стиль, удивляли красотой и таинственностью отделки.

Благодаря этому же архитектору Екатерининский дворец приобрел Китайскую голубую гостиную, Парадную голубую, Зеленую столовые. Они были обустроены специально для Павла Петровича - сына Екатерины II и его высокочтимой супруги, также для них были выстроены опочивальня и официантская.

В 1817 году при Александре I архитектор Стасов создал Парадный кабинет с несколькими прилегавшими удобными для работы комнатами. Все эти помещения были оформлены в стиле, посвященном прославленной победе в войне с великим императором Наполеоном.

1860-1863 годы Екатерининский дворец пережил, пожалуй, последний крупный этап по реконструкции и перестройке. Занимался работами архитектор Монигетти. Парадная лестница дворца была представлена в стиле «второе рококо».

Вплоть до 1910 года Екатерининский дворец именовался как Большой Царскосельский.

Экскурсия по дворцу

Перед каждым, кто посещал Царское Село, Екатерининский дворец представал как чудо света. Минуя современные привычные интерьеры (турникеты, сувенирные лавки, кассы), туристы непременно оказываются в Большом или Тронном зале. Размеры его весьма впечатляющие: длина - 47 метров, ширина - 18. Этот зал самый большой среди всех питерских дворцов. Живописный плафон, закрывающий весь потолок демонстрирует аллегории Изобилия, Мира, Мореплавания, Победы и Войны, Искусства и Науки. Оформленный в художественном стиле, паркет надолго приковывает любопытные взгляды.

Комнаты с огромными окнами, как бы объединяясь, переходят из одной в другую. Так, передвигаясь, можно посетить Серебряный, Синий кабинеты, Арабесковую, Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Официантскую комнату, Опочивальню, оформленные Чарльзом Камероном. Особое внимание хочется уделить таинственной Янтарной комнате.

Янтарная комната. История создания

В 1716 году прусский король преподнес в подарок царю Петру янтарные панели, которые доставили в Петербург. Екатерининский дворец они украсили лишь только в 1755 году. Сама Янтарная комната несколько превосходила площадь панелей, и императрица Екатерина II в 1763 году заказала у немецких мастеров добавочные фрагменты для янтарного панно. Для этих целей понадобилось 450 кг янтаря. Свой окончательный шикарный вид Янтарная комната обрела в 1770 году. Огромное панно занимало три яруса. Центральное место охватывала мозаика, изображающая по аллегории пять чувств. Вся комната была уставлена тончайшей работы янтарными изделиями, над которыми трудились лучшие мастера XVII-XVIII веков.

Янтарная комната в XX веке

Хрупкие янтарные составляющие панно требовали особого бережного обращения и ухода. Во время войны это и сыграло в судьбе Янтарной комнаты роковую роль. Для наилучшего сохранения комнату во время эвакуации не тронули, она была оставлена в Екатерининском дворце. Гитлеровцы вывезли её в Кенигсберг. В годы войны Янтарная комната бесследно исчезла. Выдвигается несколько версий её исчезновения, каждая из которых кажется правдоподобной.

В 2003 году в Екатерининском дворце к 300-летию Санкт-Петербурга была воссоздана Янтарная комната. Более 20 лет целый штат сотрудников, куда входили реставраторы, историки, химики, криминалисты трудились над возвращением шедевра в жизнь. Для работы использовался калининградский янтарь, который обрабатывали по специальной технологии. Теперь возрожденная Янтарная комната вновь доступна для посещений. Ну, а где затерялся оригинал? Тайна пока остается нераскрытой.

К нашей большой радости, фото и видеосъемка в Большом Екатерининском дворце разрешена, возможно, и здесь скоро запретят фотографировать, как уже это произошло во дворце, в , но, пользуясь возможностью, мы сделали несколько фотографий этого потрясающего своими интерьерами дворца. Постараемся передать всю атмосферу, которая царит в покоях и опочивальнях русских правителей.

Большой Екатерининский дворец, немного истории

Большой Екатерининский дворец, к большому сожалению, во время Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен, но в настоящее время, благодаря отличной работе реставраторов, из 58 залов восстановлено 32. Большая часть еще закрыта для посещения, поэтому в данной статье присутствуют фото только тех помещений Большого Екатерининского дворца, которые нам показали. Не хочется в статье писать голые исторические факты, пройдемся по основным, чтобы у вас было общее впечатление о Большом Екатерининском Дворце.

Большому Екатерининскому дворцу без малого 300 лет, заложен он был в 1717 году. Но первоначальный дворец представлял из себя небольшое двухэтажное здание, и уже чуть позднее, в 1751 году, он был перестроен, и на его месте возвели шикарный дворец с большим количеством служебных корпусов и дворцовой церковью. В оформлении, как снаружи, так и внутри, использовалось очень много золота, и фигуры атлантов на лицевом фасаде дворца, первоначально тоже были покрыты золотом, однако при проведении реставрации на позолоту решили не тратиться.

Екатерининский дворец огромен, его потрясающий внешний вид ничуть не уступает красиво оформленным залам внутри, в которые мы и предлагаем сейчас заглянуть.

Прогуляемся по залам дворца

Зайдя внутрь Екатерининского дворца, сразу не осознаешь все величие: возможно потому, что очень много посетителей было во время нашего визита во дворец, возможно потому, что тебя сразу быстро-быстро снаряжают наушником и бахилами, и за минуту сформированная новая группа туристов уже направляется в экскурсионное путешествие по Большому Екатерининскому дворцу. Ощущение конвейерного подхода все-таки немного подпортило первое впечатление, но уже через пару минут мы об этом забыли. Сейчас объясню почему.

После формирования группы нас повели по залам, параллельно рассказывая историю Большого Екатерининского дворца. И началось знакомство с дворцом с парадной лестницы, по которой все поднимались к залам дворца. Из-за плотных бордовых штор и практически полностью отсутствовавшего освещения помещение парадной лестницы обладает какой-то камерностью.

Видимо для пущего эффекта, первый зал Екатерининского дворца, в который нас привели и который не оставил равнодушным ни одного посетителя, был Большой зал дворца. Его еще называют Светлой галереей, и, действительно, света в этом зале предостаточно, а обилие позолоты и роскоши, просто не перестает удивлять.

Большой зал Екатерининского дворца — самое большое помещение в нем, площадью более 800 квадратных метров, использовался в свое время для проведения балов и всяких торжеств и приемов. Огромные семиметровые потолки, благодаря которым чувствуешь себя очень маленьким человечком, а также большие двухъярусные окна, наполняющее светом Большой зал, создают такое ощущение, как будто помещение не имеет конца.

А сейчас пройдемся по остальным залам Екатерининского дворца. Из Большого зала мы направляемся в Кавалерскую столовую с прекрасно сервированным столом. В глаза сразу бросается многоярусная изразцовая печь — такие будут встречаться практически во всех залах дворца. Далее располагается Белая Парадная столовая. Начиная с этой комнаты мы уже приближаемся к покоям императрицы. Здесь проводились «вечерние кушания» в очень узком кругу приближенных.

Затем одна за другой идут Малиновая и Зеленая Столбовые. Столбовыми комнаты названы потому, что на стенах представлены очень красивые вставки из стекла, с соответствующим оттенком, в виде столбов.

Пропустив Янтарную комнату, на которой мы остановимся дальше по-подробнее, направляемся в Картинный зал, который в свое время служил парадной столовой. Стены зала украшены картинами западно-европейских мастеров. Как это все-таки по-царски использовать картины, которые имеют свою художественную ценность, исключительно с декоративной целью, ведь, как мы узнали от экскурсовода, архитектор при размещении картин прежде всего учитывал их размеры.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы. Здесь располагаются различные золоченые кресла, а также старинное деревянное бюро. Дальше следует Китайская гостиная Александра I, которая мне показалась одной из самых красивых во всем дворце. Стены этого зала украшены обивкой из шелка с росписью акварельными красками в китайской манере.

Еще несколько залов осталось нам посетить в Большом Екатерининском дворце, и Зеленая столовая один из них. С этой столовой начинаются личные покои императрицы с нежно-зелеными стенами, которые покрыты очень интересным лепным орнаментом на различные античные мотивы.

Завершаем нашу прогулку по залам Большого Екатерининского дворца в помещении Официантской. Она выполнена в строгом стиле и украшена ломберными столиками и стульями из красного дерева, а на стенах картины с горными пейзажами и руинами.

Янтарная комната в Большом Екатерининском дворце является единственной, в которой запрещена фото и видео съемка, поэтому чтобы запечатлеть хоть частицу этого уникального произведения искусства, приходилось фотографировать с соседних залов. В интернете очень много информации о загадочном исчезновении и удивительной находке Янтарной комнаты во время войны, но то что сейчас этот шедевр восстановлен и все желающие могут это видеть, дорогого стоит. Словами тяжело передать ощущения и чувства, которые появляются, когда находишься в Янтарной комнате.

Многие называют Янтарную комнату одним из чудес света, хочется с этим согласиться.

До Екатерининского дворца в Царском Селе можно добраться следующим образом:

От Витебского вокзала г. Санкт-Петербурга:

Электропоезд до станции «Царское Село» (г. Пушкин) и далее автобус № 371, 382 или маршрутное такси № 371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станции метро «Московская» г. Санкт-Петербурга:

Маршрутное такси № 342, 545 до Государственного музея-заповедника «Царское Село»;
или автобус №187 или маршрутное такси № 286, 287, 347 до ж/д вокзала г. Пушкин и далее автобус № 371, 382 или маршрутное такси № 371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станций метро «Звездная» или «Купчино» г. Санкт-Петербурга:

На маршрутках К-545а, К-286, К-287, и К-347а.

С экскурсией в Царское село из Санкт-Петербурга:

Заказав экскурсии в Царское село из Санкт-Петербурга, вы не только экономите время на организацию поездки, но и получаете возможность узнать интересные, исторические детали о достопримечательностях и памятных местах. Цены на экскурсии начинаются от 600 руб. Более подробно с экскурсионными предложениями можно ознакомится, кликнув на фото ниже.

Информация для посещения

Екатерининский дворец — режим работы:

С 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 16:45.
По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 19:45.
Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

Екатерининский дворец — стоимость билетов:

Взрослые – 400 руб.
Пенсионеры РФ и Республики Беларусь, курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России – 200 руб.
Студенты – 200 руб.
Посетители до 18 лет – бесплатно (с 1.01.2015)

Жилье в Царком селе — где остановиться на ночь

Обычно в Царское село отправляются на один день, в рамках путешествия в Санкт-Петербург. Но, если вы планируете посмотреть более подробно все достопримечательности Царcкого села, то мы рекомендуем снять отель или квартиру именно там. Вот несколько проверенных вариантов. Недорогой отель Аксинья , стоимостью от 9$ и гостевой дом Гранда , стоимостью от 30$.

Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел».

// Часть 27


1. В основе центральной части дворца - двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.

2. Современный дворец возвёл в 1748-1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли.

3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.

4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.

5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.

6. Рядом стоит корпус , соединённый с дворцом аркой.

7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.

8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.

9. В ожидании разглядывать детали здания.

10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.

11. Голубая и «золотая» краски выцвели.

12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.

13. Прежде всего попадаем на Парадную лестницу , украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.

14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.

15. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.

16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.

17. Также были воссозданы большие часы.

18. Зелёная столовая - часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы - «висячего» сада.

19. Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М.-А. Колло «Голова девочки» 1769 года.

20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.

21. В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».

22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I .

23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.

24. На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.

25. Дальше - Буфетная , до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.

26. Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны «Ловля кораллов», переданная из фондов Эрмитажа.

27. Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.

28. На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.

29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.

30. Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.

31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

32.

33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.

34. Потолок зала украшен переданным из живописным плафоном «Меркурий и Слава».

35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².

36. Живописные полотна размещены в нём по принципу шпалерной развески. Размещая произведения на стене, Растрелли учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золочёным багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».

37. С общим колоритом стен гармонирует плафон «Олимп» — копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца.

38. Большой зал , или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.

39. Его площадь более 800 м².

40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.

41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.

42. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».

43. В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия». Этот плафон погиб во время войны.

44. В 1950-х годах при реставрации были обнаружены боковые части старого плафона, «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.

45. Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.

46. Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено.

47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.