Вокруг Ладоги на автомобиле. Ладожское озеро Путешествие вокруг ладоги на машине

В прошлые выходные я и hat_spb с женой прокатились по Карелии вокруг Ладожского озера в нетипичном направлении за два дня. Подтвердилось, что как и предполагалось, что если хочешь везде погулять и посмотреть все запланированные места, тогда и трёх дней было бы мало (и четырёх, и пяти, и т.д., потому что аппетит приходит во время еды). Поэтому, несмотря на круговой маршрут, поездка получилась однобокой: от Питкяранты до Питера получился холостой пробег. Но, для разнообразия, холостой пробег прошёл по другому берегу озера, чтобы не возвращаться той же дорогой.

За эти два дня успели многое: погуляли по городам Лахденпохья и Сортавала, посетили Рускеальские мраморные карьеры, водопады, несколько заброшенных ГЭС на бурных речках, добрались до самого высокого водопада Карелии Юканкоски, останавливались на фотостопы в разных красивых местах, попутно поискали новые базовые станции GSM-сетей, появившиеся в этих краях за два-три прошедших года. Не успели тоже немало: ещё хотелось совершить фотопрогулку по Олонцу, несколько фотостопов на северо-восточном побережье Ладоги, заехать на маяк в Сторожно… но после шашлыкоужина около лесного озера недалеко от Юканкоски мы отправились около 23 часов воскресенья, а в понедельник некоторым участникам путешествия нужно было быть в Петербурге, поэтому обратная дорога проходила почти без остановок.

Часто меня просят рассказать о дорогах. С северо-западной стороны Ладоги, примерно от Ленинградской области немного не доходя до Лахденпохьи - очень экстремальная грунтовка (и в плане, и в профиле, и по качеству покрытия). Многим она не нравится, а мне, наоборот, кажется очень интересной, хорошо развивает навыки вождения автомобиля. Одна из тех дорог, на которых намного проще управлять машиной с МКПП, чем с АКПП (при наличии должной прокладки между креслом и рулём, разумеется). С северо-восточной стороны Ладоги А130 по территории Питкяратского района сейчас очень разбита, 40-60 км/ч максимум. Остальные проеханные дороги - хороший асфальт или даже очень хороший, как, например, Р21, реконструированная за последние несколько лет. Но это всё не касается подъездов к природным достопримечательностям, разумеется. Кое-где не всякая машина проедет. Но лето было очень сухим, поэтому все грунтовки и лесные дороги оказались легко проезжаемыми.

Фотографии из путешествия, как обычно, буду обрабатывать и готовить к показу целый год:-), а в этом посте - краткий обзор.

[ | ]
10. В комментах к одному из предыдущих постов я утверждал, что в российских районных центрах почти не встречаются дома выше 4–5 этажей. Сортавала, как и некоторые другие города Карелии - исключение из этого правила, здесь есть несколько девятиэтажек.

[ | ]
18. Между Сортавалой и Питкярантой дорога проходит по очень живописным берегам шхер Ладожского озера. С одной стороны - каменные скалы, с другой стороны - обрыв в озеро. Много где хотелось остановиться для фотосъёмки, но очень тяжело найти место, где можно остановить машину из-за узости дороги.

Относительно недалеко от Санкт-Петербурга, в пределах однодневного марш-броска, располагается крупнейшее в Европе озеро - Ладожское, которое также является и одним из самых глубоких в России.

В окрестностях Ладоги находится довольно много самых разных достопримечательностей: храмы, маяки, шхеры, водопады и прочее.

В настоящее время самый популярный туристический объект - это Мраморный каньон и водопады близ п. Рускеала. В этих интереснейших природных местах я побывал давно, еще в 2009 году, преодолев расстояние в более чем 300 км на двух электричках и такси, приехав уже поздним вечером на место, и в итоге заночевав в палатке у живописного водопада, где снимали фильм «А зори здесь тихие».

А на следующее утро отправившись в .

А затем к заброшенной финской ГЭС.

В этот раз мы с приятелем решили разведать менее известные места в окрестностях Ладоги. Заранее разработали план поездки, изучив интересные места с помощью интернета и расспросив некоторых своих знакомых.

Если в 2009 году я ехал исключительно на общественном транспорте, то в этот раз транспортным средством стал автомобиль Daewoo Matiz.

План нашей поездки был таков - объехать Ладожское озеро вокруг и осмотреть самые интересные достопримечательности на маршруте. В результате наших размышлений продолжительность поездки составила 3 дня. Как мне кажется, это то минимальное время, которое необходимо заложить для более менее размеренного путешествия вокруг Ладоги. Ведь ехать, примерно, 1000 км. Тем самым, этот километраж разбивается на 3, примерно, равных отрезка.

Для подобной поездки, кстати, не надо ждать отпуска. Достаточно собраться и поехать в праздничные дни, например, на День Народного Единства (4-6 ноября 2017 года).

Итак, отправляемся в путь!

Первой точкой нашего маршрута стала кирха в поселке Вуоксела. Место довольно интересное и малопосещаемое, так как сюда ведёт разбитая грунтовая дорога. Второй минус заключается в том, что объект находится на частной территории, в связи с чем осмотреть его можно только со стороны. Для того, чтобы дойти до объекта необходимо поставить машину перед странными воротами на дороге с табличкой «Частная территория. Охраняется собаками». Странные они тем, что не соединены с забором, который находится в стороне. Видимо, таким образом владелец базы отдыха, на территории которого находится кирха показывает, что не рад туристам, находящимся даже на дороге. Однако дорогу общего пользования перекрывать, думается, он не в праве, потому подойти и посмотреть церковь поближе всё же можно. Этому никто не препятствует.

Осмотрев финскую кирху, мы направились в сторону усадьбы .

Этот замечательный дом сейчас принадлежит русской семье, которая спасла здание от сноса, восстановила его и продолжает реставрацию и по сей день. В этом непростом деле ей помогает даже финская сторона, а также администрация Карелии.

Жители дома всегда рады гостям и регулярно проводят в нём экскурсии, а также всегда могут предложить ночлег всем кто путешествует по Карелии. Цена билета составляет всего 150 рублей. Заглянем внутрь.

В доме сохранилось большое количество печей. Особенно меня впечатлила печь на кухне. Печь для выпекания хлеба.

В историческом здании вы можете выпить кофе, купить сувениры, сделать фотографии на память и просто душевно пообщаться с его владельцами.

Что мы и сделали. Поднялись на звонницу.

А также осмотрели церковный зал.

К сожалению, кирха находится в плачевном состоянии. За ней ухаживают иногда лишь финские активисты, но чаще всего храм посещают вандалы, потому скамейки были недавно сломаны, обрушена люстра. Администрации Карелии пока что до храма нет никакого дела.

Тем не менее архитектура кирхи даже в заброшенном виде впечатляет! Место достаточно тихое и относительно уединённое. Поэтому всем туристам-краеведам советую там побывать.

А мы продолжим свой путь в сторону гостиницы, так как первый день поездки подходит к концу и начинает смеркаться. А едем мы не в простую современную гостиницу, а старинный финский дом в п. Хаапалампи. И хочется побыть в таком доме как можно дольше!

Войдя в дом сразу же восхищаемся местным колоритом. Да - здесь есть камин! Ну а для чего же ещё я бронировал данный номер!? Чтобы поспать в комнате с камином, конечно же!

В этом доме будем ночевать и наслаждаться ушедшей эпохой, полностью погрузившись в прошлое, словно перенесясь на машине времени на много лет назад.

На следующее утро, проснувшись уже в 21 веке, мы продолжили свой путь по современным местам нашей страны. Хотя, порой казалось, что мы еще спим и машина времени дала сбой.

Проехав г. , стали огибать Ладожское озеро и ехать уже в сторону Олонца. Совершенно случайно по пути увидели храмовый комплекс «Северная Фиваида» в п. Рауталахти. Место оказалось крайне живописное, в связи с чем мы решили погулять здесь даже несмотря на дождь, который шел, к слову, все три дня не переставая ни на секунду!

Но самым чудесным местом на нашем маршруте были, конечно, водопады на реке Койринйоки. Сила и мощь природы - то, что меня всегда вдохновляло! И природа показала нам всю свою красоту!

Безусловно, самый красивый водопад в этих местах - «Белые мосты». Однако туда мы проехать не смогли так как сейчас в тех местах строится новая туристическая трасса и на дороге работает техника (экскаваторы и т.п.). К тому же из-за проливных дождей дорога превратилась просто в болото и проехать к водопаду можно только на гусеничном транспорте. Но многие туристы идут пешком несколько километров до него. У нас же не было на это времени, в связи с чем мы проехали и погуляли у второго водопада на вышеозвученной реке.

Насладившись видами падающей воды мы продолжили свой путь в сторону храма Александра Невского. данное место примечательно тем, что это самый северный скит Валаамского монастыря. В настоящее время находится на территории завода, который сейчас восстанавливают. Есть охрана, которая оказалась крайне дружелюбной и дала возможность пройти непосредственно к храму. Но храм видно даже из-за шлагбаума, так что к нему в любом случае стоит съездить тем кто любит историю своего края.

Кстати, рассказывая о своей поездке я совсем забыл упомянуть еще об одном месте, которое мы посетили в самом начале второго дня. Оно находилось у г. Сортавала. А забыл я про него, наверное, по той причине, что оно мне тогда показалось типичной Финляндией. Вот и решил я сейчас во время написания поста, что в поездку по России оно как-то не относится. Но о чём это я? А именно о даче Доктора Винтера. Красивое здание находится на высокой скале на самом берегу реки. Вокруг тишина и спокойствие, красивые цветники, на волнах мерно раскачиваются лодки, имеется и парк с беседками и дорожками. Типичная Финляндия! Но нет же - прекрасная Россия! Очень красивое место, которое рекомендую посетить всем любителям эстетического отдыха на природе.

Посетить дачу Винтера можно с экскурсией. Местный гид живет неподалеку, но о своем желании надо было сообщить заранее через гостиничный комплекс " ", Цена всего 200 рублей. Мы об этом не знали, потому осмотрели здание снаружи, зато купили бочонок вкуснейшего пчелиного меда и поехали дальше.

И поздним вечером прибыли к руинам церкви Николая Чудотворца в п. Салми. В данном антуражном месте мы пробыли, примерно, пол часа. Этого было достаточно, чтобы осмотреть каждую историческую деталь и сделать симпатичное фото.

Но, как в и первый день, солнце давно уже зашло за горизонт, а вот гостиница на горизонте совсем не маячила. На часах было уже, примерно, 23:00, а ехать нам надо было около 100 км.

И мы отправились в путь. Дорога была очень хорошая! По крайней мере так казалось в кромешной тьме…

Однако, разве могут какие-то там дороги победить русских путешественников? Конечно же, нет!

Ну а вот, собственно, то ради чего мы так спешили. И награда нашла своих победителей. Пусть в 1:00 ночи, но всё-таки нашла!

Отлично выспавшись после вчерашних ночных приключений, мы отправились дальше в путь, тем самым наша поездка перешла в заключительную свою стадию. Впереди нас ждала деревня Сторожно.

Деревня интересна тем, что находится прямо на берегу Ладожского озера и до неё не ходит ни один вид транспорта. Люди идут пешком 18 километров, либо едут на велосипеде. Не считая тех у кого есть автомобиль, конечно же.

В д. Сторожно находится самый древний на Ладоге храм - церковь Николая Чудотворца (относится к Киприано-Стороженскому Свято-Никольскому монастырю).

Когда мы зашли в храм, то услышали как священник в разговоре с реставраторами сказал следующее: «Скоро об этом храме узнают все!». И правда, о таком шедевре архитектуры мир должен знать!

Особенно меня впечатлил ход, по которому можно переходить их верхнего храма в нижний. На фото находится в полу в левой арке. Редкое архитектурное решение.

В 300-ах метрах от монастыря находится еще один интереснейший объект - Стороженский маяк. К нему мы и направились. Этот маяк один из самых высоких к Европе - высота 71 метр.

Маяк, и правда, впечатлил. Раньше можно было договориться с охраной, которая пускала на маяк. После чего руководство, прознав про это, сделал внушение и экскурсии прекратились. Сейчас, чтобы подняться на маяк надо написать официальное письмо в Шлиссельбург. На основание которого могут разрешить подъём, а могут и не разрешить. Отчего это зависит мне не неизвестно.

Потому мы, полюбовавшись маякам снизу, поехали в сторону трассы Петербург - Мурманск. По пути увидели красивый храм Рождества Христова (Пашский погост).

Кстати, приглядитесь к фото храма. Слева внизу можно увидеть Кипрана Стороженского. Он стоит склонив голову, признавая все свои ошибки и каясь об этом. И неспроста он чувствует себя виноватым. Ведь прежде чем стать святым, он был обычным разбойником. И имел свой притон на месте храма в д. Сторожно. Помните, о котором я говорил ранее!? Так вот, раскаявшись в содеянном и признав все свои тяжкие грехи, он и основал обитель на берегу Ладоги. Эти два места (храм на берегу и памятник на фото) исторически взаимосвязаны.

Мы же покидаем эти интересные в плане истории и природы места и движемся к заключительной точке нашего путешествия, усадьбе Колчаново. Усадебный дом стоит на берегу р. Сясь и он органично пристроен к историческому маяку (каменная башня справа).

Маяк находится здесь с 1840-х годов, с того времени как по реке Сясь открылось пароходной движение. А дом был пристроен в 1860-е годы.

Как мне кажется, поездка вокруг Ладоги за 3 дня - это идеальное мини-путешествие. Так как для этого, во-первых, не надо брать отпуск или отпрашиваться с работы. А, во-вторых, не надо «гнать лошадей» для того, чтобы уложиться в два выходных дня.

Ну а в самом конце, приведу статистику по финансовым расходам. Я думаю, что такие поездки реальны и их довольно просто организовать, так как денежные расходы весьма невелики для трёх-дневного путешествия.

Расчет на двоих человек.

1. Гостиницы (2 ночевки) - 3400 р.

2. Бензин (960 км) - 3100 р.

3. Еда (2 похода в магазин) - 1000 р.(если вы мало едите, то можно сэкономить)

4. Сувениры и билеты в музей - 800 р (в целом, траты по желанию)

Итого: 8300 р (4150 р. с человека, а можно и меньше, за 3 дня)

Всем удачных путешествий!

И пусть ваши желания ничто не сломит и они будут такими же стойкими и неколебимыми как этот древний храм, который обдувается холодными Ладожскими ветрами, но служит своей цели много веков подряд!

Зимой очень быстро надоедает сидеть под ёлкой и душа начинает просить приключений. Не тех, где ты впервые за год пошёл в магазин и забыл купить хлеб, поэтому пришлось возвращаться обратно, а настоящих. Поэтому мы с другом решили прокатиться вокруг Ладожского озера.

Мы заранее выбрали города, в которых будем останавливаться: Санкт-Петербург, Приозерск, Питкяранта, Старая Слобода, Шлиссельбург и снова Санкт-Петербург. Расстояния между ними совсем небольшие. Ехать мы планировали только в течение светового дня, а он в это время года достаточно короткий.

Подготовка к дороге

У меня не было опыта в долгих зимних поездках, но зато имелся двадцатилетний стаж в паникёрстве, поэтому за месяц до путешествия я начала писать в группы автолюбителей в социальных сетях. Вопросы всегда были одни и те же: "Что может произойти на зимней дороге?" и "Как это предотвратить?". Ответы же пестрили разнообразием, вот самые полезные и интересные из них:

"В дорогу нужно брать пачку соли, это сто процентов! Ведь когда попадёте на голый лёд, то надо будет как-то выбраться. Соли подсыпал, подождал, она разъела чуть-чуть - и дело пошло! Ещё надо лопатку какую-то, вдруг опять же застрянете. Трос надо обязательно! Я очень часто вытаскивал людей", - советует Дмитрий.

"Зимой первым делом надо брать комплект для ремонта колёс. Ещё сухой паёк (лучше армейский), спасательные одеяла (стоят в районе 150–250 рублей). Далее топливо - литров 10 в стальной канистре. Хомуты, изоленту, провод сечением 2–2,5, метров 15. Ну про аптечку, трос, перчатки, знак аварийки, огнетушитель молчу, они должны быть. Возьми сварку холодную! Если что-то отвалится или бензобак понадобится залепить на время", - составил для меня целый список Роман.

"Обязательно случится что-то непредвиденное. К примеру, у меня с собой всегда инструменты, два домкрата, запаска, лопата, масло, тосол, ремень генератора, свечи и ещё куча всего по мелочи. Но прошлой зимой, в 2 часа ночи, в самый лютый мороз, намертво встал из-за развалившегося натяжного ролика ремня генератора".

В итоге я для себя сформулировала основные постулаты. Отправляясь в автопутешествие, нужно проверить работоспособность своей машины. Посетите автосервис и проверьте ходовую часть автомобиля, убедитесь, что у вас есть всё необходимое для срочного ремонта автомобиля. Также стоит запастись вещами, которые помогут не умереть от холода и голода во время починки машины или ожидания помощи. Это могут быть тёплые вещи, питательная и не портящаяся еда, горячая вода в термосе.

Также стоит заранее забронировать гостиничные номера во всех городах, где вы планируете остановиться. На телефон лучше скачать офлайн-карты, на которых отмечены автозаправки, больницы, магазины и кафе.

День первый. Санкт-Петербург - Приозерск

Как ни странно, одним из самых напряжённых отрезков зимнего пути вокруг Ладоги был десяток километров по Санкт-Петербургу. Посудите сами, новая машина, плотное движение, привыкание к езде по навигатору - довольно стрессовый период. Путь предстоял не очень далёкий, 160 км, поэтому ко времени прибытия в гостиницу в Приозерске машина уже была укрощена и приручена. Трасса в Ленинградской области достаточно хорошо почищена, дорога без ям и наледи, по пути совсем не встречалось аварий и машин, стоящих на "аварийках".

В самом Приозерске, плутая в поисках нашей гостиницы и места для ужина, мы столкнулись с тем, что навигатор отчаянно пытается направить нас против движения по тем улицам, где оно одностороннее (а в Приозерске таких много). Так что на навигатор надейся, а сам не плошай.

Каждый раз, останавливаясь в каком-то городе, мы обновляли наш термос с кипятком и пополняли запасы провизии и воды. Это очень важно, потому что в любой момент вы можете оказаться отрезанными от цивилизации.

В этот вечер и на следующее утро мы столкнулись с, пожалуй, единственной проблемой с нашим ТС: машина не ставилась на сигнализацию, а если удавалось её поставить, то потом невозможно было её разблокировать. Представьте себе ситуацию: вы подходите к своему автомобилю, в вашей руке ключ-пульт, который категорически отказывается открывать машину и снимать её с сигнализации, вы, весь такой приличный человек, идёте открывать машину ключом вручную, она истошно вопит под вашими руками, а прохожие начинают смотреть на вас так, словно вы уголовник, который с монтировкой наперевес пытается угнать авто где-то на просторах GTA. Да, это довольно жуткое ощущение.

Здравый смысл подсказывал, что в машине есть какая-то проблема, но русский авось победил и мы решили, что к утру всё пройдёт.

Не прошло.

День второй. Приозерск - Лахденпохья -­ Сортавала - Питкяранта

На следующее утро после вероломного вскрытия машины мы принялись гуглить ближайшие автосервисы, которых в Приозерске было совсем немного. Дозвонившись до парочки, услышали категоричное "с электроникой мы не работаем!".

Поэтому мой попутчик нашёл в Интернете модель батареи, используемой в нашем пульте, сходил в магазин, раскрутил ключ, заменил батарею - и, о чудо, оно работает!

Также мы залили в бачок стеклоомывателя "незамерзайку", которая замёрзла примерно сразу же. Поэтому часть предательской синей жидкости была перелита в бутылочку 0,5 л, в крышке которой мы проделали дырочку, а меня переквалифицировали из штурмана в стеклоомывательный бачок на ножках. Время от времени мы останавливались, я высовывалась из окна и брызгала из бутылки на лобовое стекло. XXI век, автоматизация!

Где-то через 24 километра после Приозерска начинается Карелия. Местные дороги тяжело описать, но это просто какой-то автомобильный рай. Покрытие идеально ровное, несмотря на постоянные осадки, дорога отлично почищена, по обеим сторонам стоят великанами заснеженные хвойные деревья, а само дорожное полотно, кажется, пробито прямо в скалах. Наш путь лежал в Питкяранту, но по пути мы останавливались в Лахденпохье, потому что там есть прямой выход к Ладожскому озеру, которое в этих местах не замёрзло, а просто покрылось льдинками.

На противоположной стороне зелёные сосны, над водой стоит туман, вдоль берега причалены катера и небольшие суда. Это именно то зрелище, ради которого не жалко выбраться из машины и немного помёрзнуть.

В Лахденпохье мы посетили гору Филина - это военный музей в скале, который раньше был функционирующим фортом. Внутри находится два зала, посвящённые истории Карелии и её участию в советско-финской войне 1939–40-х годов. Там можно найти занимательные плакаты, вроде "Сдавайся! У финнов тепло и сытно!".

В этот день мы ненадолго заезжали в Сортавалу, чтобы пообедать. В пути мы иногда жалели, что заранее не продумали места для обеда. Если завтракать и ужинать можно в пунктах назначения и гостиницах, то обед обычно застаёт людей в дороге. И если хочется чего-нибудь горячего и питательного, то приходится экстренно искать пристанище, а Интернет не всегда достаточно хорош для поиска кафе. Так что этот вопрос лучше продумать заранее.

К вечеру мы добрались до гостиницы в окрестностях Питкяранты и практически мгновенно заснули от холода и усталости.

День третий. Питкяранта - Старая Слобода

Когда утром мы проснулись и собрались выезжать, обнаружилось, что машина покрыта толстым слоем инея - температура ночью доходила до –30°С!

Как назло, у нас не было с собой никаких скребков, но зато в моём кармане каким-то образом оказалась пластиковая карточка - билет в петербуржскую библиотеку имени Маяковского, - которой оказалось чрезвычайно удобно чистить окна. Теперь можно смело говорить, что в зимнем путешествии нам помогал Маяковский.

Мы позавтракали, подготовили машину и двинулись к деревне под названием Старая Слобода. Находится она всего в 160 километрах от Питкяранты, но этот путь кажется вечностью, ведь здесь начинается очень плохая дорога. Возможно, автолюбители из каких-нибудь лесных районов Ленска скажут мне, что я просто не видела плохих дорог, но поверьте, после того прекрасного покрытия, которое сопровождало нас в предыдущие дни, путь до Старой Слободы казался сущим адом.

Мы ехали совсем медленно, потому что заледеневшая дорога со снежным настом извивалась, как василиск в Тайной комнате (помните в "Гарри Поттере"?). Чтобы не провоцировать аварийные ситуации, мы очень неторопливо добирались до своего пункта назначения.

В Старой Слободе казалось, что вся деревня собралась на церковную службу. Думаю, где-то 50% площади населённого пункта занимают храмы и монастыри, а люди неспешно бредут к ним прямо по проезжей части, не обращая никакого внимания на машины.

Признаться честно, на улице было так холодно, что мы забрались в наш домик и выходили из него только поужинать. Весь вечер прошёл за просмотром фильмов и редким поглядыванием в окно, что неизбежно заставляло вздрагивать, всё же –30 градусов - это не шутки.

День четвёртый. Старая Слобода - Шлиссельбург

Когда утром мы собирались уезжать из Старой Слободы, машина начала кряхтеть, не желая заводиться. Но через какое-то время она всё же сдалась и мы услышали привычное рычание мотора. На самом деле это довольно нервный момент, когда утром ты идёшь к машине и гадаешь, как на ней отразились ночные заморозки. Я до сих пор не могу нарадоваться, что нам так везло и даже на самых холодных участках пути автомобиль чудесно себя вёл.

Дорога до Шлиссельбурга была просто идеальной: хорошая трасса, чистый асфальт, трасса практически всегда шла по прямой. По пути мы сделали остановку, так как проезжали мимо выхода к Ладоге. Было очень холодно, но упустить возможность побегать по льду мы не могли. На берегу горами лежали льдинки, а снег смешивался с речным песком. Над озером стоял уже знакомый туман, который пронизывало солнце, от чего казалось, что весь горизонт объят огнём.

Не уверена, что это было умным поступком, потому что глушить машину среди леса при таких низких температурах категорически не рекомендуется. Но меня успокаивало то, что трасса достаточно оживлённая и по ней часто проезжают машины, в случае чего нам бы помогли.

Добрались до Шлиссельбурга мы достаточно быстро. Побывали в том месте, где из Ладоги вытекает Нева - единственная река, которая берёт своё начало в этом озере. Но выхода к самой Ладоге мы не нашли - вдоль берега на многие километры тянется канал, который преграждает путь к озеру.

В гостинице Шлиссельбурга было очень прохладно. Мой вам совет: никогда не стесняйтесь просить обогреватели и дополнительные одеяла, потому что в обратном случае утром вас придётся выдалбливать из глыбы льда.

День пятый. Шлиссельбург - Санкт-Петербург

В последний день нашего путешествия мы позволили себе поспать до обеда, потому что до Петербурга оставалось не больше 50 километров, которые мы очень быстро преодолели. Несмотря на осознание того, что дорога подходит к концу, мы старались особо не расслабляться, ведь в городе будет куда более оживлённое движение, а значит, повышается и вероятность попасть в ДТП.

Но на душе всё равно было спокойно: мы объехали Ладожское озеро, ни разу не сломались, не застряли в глуши и даже не улетели в кювет. Это казалось небывалой удачей, потому что в своей голове я прокручивала самые разные варианты развития событий и даже на всякий случай заготовила черновую версию своего завещания, но она, к счастью, не пригодилась.

Когда возникает проблема с выбором заглавной картинки поста по той причине, что красивых фото неприлично много, то в такие моменты ещё раз понимаешь, в каком удивительном месте удалось побывать. Таким местом оказались шхеры на Ладожском озере в Карелии. Шхеры - это каменные острова.
В очередной раз убедился, что самым интересным местом оказывается то место, куда ты не планировал ехать и даже не знал о нём. У нас был план - доехать в субботу в Рускеалу, посмотреть карьер (), а с утра пораньше выехать в Выборг. Но чисто случайно вечером мы узнали, о том, что из Сортавалы на лодках катают по шхерам и с утра мы решили изменить наши планы. И это был 100% верный выбор!

1. Если бы мне показали эту фотографию до поездки и попросили угадать, где сделана эта фотография, то я бы скорее всего сказал, что это Новая Зеландия.


2. Аренда катера на несколько часов стоит 1000 рублей с человека, при наборе команды 5 и больше человек. С брызгами и радугой мы отдалялись от порта Сортавалы.


3. Минут 10 ходьбы по воде и начинают появляться первые каменистые берега


4. Вдалеке увидели тучу - нам предстояло туда плыть.


5. Домик, построенный для иностранного доктора в прошлом тысячелетии.


6. Домик Путина и хрустальный мост. На камушке слева беседка, где наш Вождь думает о судьбах человечества. Капитан сказал, что раньше вообще близко подплывать было нельзя и очень сильно ругались. Сейчас мол стали полояльнее.


7. Плывём мы себе в туман и тут откуда ни возьмись появляется русалка. Спустя пару часов мой товарищ познакомился с ней на берегу. Девушку зовут Саша и она несколько дней плыла одна по Ладожскому озеру. Смелая!


8. Объехав Александру, чтобы не зацепить волной, мы приблизились к туманному острову.


9. Туман закрывал обзор.


10. Я всё время ожидал, как из тумана выплывет пиратский корабль с Весёлым Роджером.


11. Но наш капитан не стал нас долго морозить и мы выбрались на теплый участок Ладожского озера


12. Красотища!


13. Где-то здесь одна из самых высоких точек шхер


14. Капитан предложил размяться, мы не могли отказать и попыли к месту десантирования.


15. На месте обнаружили надпись первобытных людей. Сколько езжу по России, но вот такие высказывания про американского президента видел только в эту порездку по Ленинградской области и Карелии. Вот тебе и культурный регион!


16. А вот и последствия первобытных людей. Здесь плохо видно, но костер тлеет. На самом деле, этот кадр сделан спустя минут 40. Капитан нас высадил чуть поодаль этих мест. Местный контингент был совсем не трезв, махали нам руками, что-то кричали.


17. Но я благодарен этим алкоголикам. Посмотрите где нас высадили! Ступив на берег, я так и не выпускал фотоаппарат из рук.


18. Видя всю эту природу, сразу накатывает волна умиротворения.


19. По разнице цвета камня сразу видно, до куда доходит вода.


20. Красивая бухточка!


21. С какого ракурса не подойдёшь - везде красота!


22. Отдельного упоминания заслуживает мох.

23. Он как ковер, который накрыл камни.


24. Очень мягкий. Проверил на себе предосторожность от нашего капитана. Он предупреждал, что особо по мху ходить не стоит - местами скользкий. Так и оказалось - можно неплохо прокатиться на нём, если быть невнимательным и спешить:)


25. Коренной житель этих мест.


26. Брусника


27. Какие-то фантастические пейзажи.


28. Как круто всё сложилось: передумали ехать в Выборг и решили плыть на шхеры, а на популярном месте были алики и нас выгрузили в нетуристическом месте!


29. Побродив минут 40 по диким местам, мы отправились назад к нашему капитану. Тусовщики как раз отплывали.


30. Чистейшая вода!

31. Вот мы и перебрались на другую сторону внутреннего озера.


32. Ладога настолько огромна, что складывается впечатление, что ты где-то на море.


33. Сосны здесь живучие - растут прямо на камнях.

34. Под ногами периодически попадаются корни этих самых сосен.

35. А вот и ещё один житель этих мест - уж. Совсем небольшой - сантиметров 15. Выскочил у меня прямо из под ноги, чем меня удивил.


36. Поглазели ещё раз на красоту этого острова и отправились дальше.


37. Где-то в этих местах базировались военные корабли и прятались от немцев.


38. Сейчас же здесь ежедневно плавают туристы и глазеют на чудеса природы.


39. Каждый остров уникален.


40. Смотрите на сосну. Росла сначала вниз, а потом пошла вверх.


41. А это очередная гора, с которой бросилась девушка, которой не дали встречаться с ёё парнем. Такая история есть в любом месте, где есть хоть малейший намек на скалу. Остюда мы взяли путь назад.


42. Раньше все шхеры были заселены, но сейчас народ концентрируется только в определенных местах - так проще.


43. Сортавала


44. На лодке слева мы совершили наше небольшое путешествие по Ладоге.


45. На обратном пути нас ждала гравийка и столбы пыли, от впередиидущих транспортных средств.


46. Обязательно вернусь в Карелию - здесь очень круто!

В следующих отчетах мы продолжим гулять по скалам, но на этот раз это будут Красноярские столбы.

В начале весны возникла мысль скататься на машине вокруг наших "Великих" озёр. Шутка ли, всю жизнь живу в Питере, заграницей бывал не раз, а вот по родным сердцу местам дальше Северного Приладожья не ездил. К тому же отпуск ведь куда-то надо девать, в городе сидеть совесть не позволяет. Цены на заморские туры с недавних пор взлетели - не забалуешь. Крымом я на всю жизнь наелся ещё в детстве, да и не сезон ещё... Куда податься петербуржцу? Правильно, в Карелию! Итак...

Задача : совершить путешествие на автомобиле по кольцевому маршруту вокруг Ладожского и Онежского озёр, постаравшись посетить максимальное количество культурно-исторических и природных достопримечательностей

Предполагаемая длина маршрута : 1600 км. + 15%
Фактическая длина маршрута по завершении путешествия : 1680 км.
Автомобиль : Шевроле Авео 2007 года розлива
Команда : три человека (2М и Ж)
Предполагаемая длительность путешествия : 6-8 дней
Фактическая длительность путешествия : 6 дней
Места ночёвок : предпочтительно палатка/кэмпинги, возможно гостиницы и гостевые дома

Карта маршрута. Клик по картинке откроет гугл, где можно будет ознакомится с конкретными точками, некоторые имеют краткое описание. Маршрут разбит по дням.

Скажу сразу, было множество "не" и "никогда". Никогда раньше я не ездил так далеко и так надолго на автомобиле и будучи за рулём. Не было полной уверенности, что шеви вообще сможет доехать до некоторых мест - это вам не по Невскому кататься, это Карелия! Никогда прежде я не занимался подготовкой даже такой вот не слишком серьёзной поездки, т.ч. нехватка опыта чувствовалась на каждому шагу. Что, если машина застрянет где-нибудь в глуши? Где искать помощи на трассе, в лесу? Где ночевать? Достаточно ли будет АЗС по пути? В общем, вопросов и неясностей было немало. Забегая вперёд, скажу, что подготовился я хреновенько, информации собрал недостаточно, в путь мы отправлялись во многом надеясь на национальный русский авось. С другой стороны, тем интереснее и полезнее вышла в результате поездка. Опыта получено выше крыши, были и приятные открытия и печальные неудачи. Об этом и много другом ниже. Надеюсь, наш опыт также вдохновит кого-нибудь на исследование Карелии.

Все фото кликабельны - можно развернуть на весь экран и сделать себе красиво!

ДЕНЬ 1


Стартовали 22 мая утром. Первая часть пути была мне знакома по прошлогодней поездке на о. Койонсаари. Ещё тогда был примечен краеведческий музей, расположенный в небольшом посёлке Куркиёки (200 км. от Питера). Он и был выбран первой точкой остановки.

Напротив входа установлена вот такая памятная плита.

Само здание видало лучшие времена и на музей походило лишь отдалённо (ха, это мы тогда так думали, ещё не повидав других "музеев" и "домов культуры" Республики Карелия) . Удивившись, что там вообще было открыто, мы прошли внутрь. Привыкнув к полумраку, глаза различили обнадёживающую картину - в помещении идёт ремонт. Нас встретила приятная женщина-экскурсовод (по совместительству смотритель музея), началась экскурсия (кажется, 50 рублей с человека). К сожалению, то ли из-за усталости, то ли из-за стеснительности фотографий в музее мы практически не делали. Интересующиеся могут виртуально ознакомиться с большей частью экспозиции, пройдя по этой ссылке . Было много всего интересного. Например, нам рассказали о традиционных занятиях карельских женщин: вязание, валяние, шитьё. Всё это можно попробовать: пощупать прялку, ткацкий станок, веретено. При желании можно даже сшить себе что-нибудь - было бы время.



Также рассказывали о традиционных промыслах карелов. Я, например, не знал, что здесь добывалось очень много речного жемчуга... Достаточно подробно рассмотрена история данной местности: кто когда под кем был, кто от чьих нападений страдал и т.д. Еще, как я понял, в музей активно привлекаются живущие в посёлке дети - они изучают историю своего края, занимаются рукоделием, помогают собирать экспозицию. Короче, делается очень полезное и правильное дело в этом музее. Экскурсия заняла почти два часа, но ни об одной минуте лично я не пожалел.

После...

После Куркиёки путь лежал до Сортавалы, где мы планировали пообедать и купить-таки карту автодорог Карелии (я же умный, в Питере заранее не купил), а после отправиться искать место для ночлега. Про город могу сказать мало. Единственное, в тупик меня поставило отсутствие этих злосчастных карт автодорог во всех книжных магазинах, в которых мы успели побывать. Такая вот незадача. Конечно, оставался навигатор с картами от гугла, яндекса и навитела, но это как-то не то... В общем, не солоно хлебавши, перекусивши в фаст-фуд ресторанчике Black Orange (локальный вариант мака), мы поехали искать место для палатки. Требования наши были скромными: более-менее ровная площадка, недалеко от воды. Как оказалось, здесь, да и во всей Карелии в целом, найти что-нибудь даже под такие низкие запросы очень и очень сложно. Сунулись было в одно место по пути к Пётсёваре, но там шеви не проехала. Пришлось ехать задом примерно километр до ближайшего разворота. Удовольствие, доложу, не из приятных. Сцепление к концу езды пованивало сильно. Зато нашли во влажной грязи на дороге следы косолапого друга. Желание останавливаться у Пётсёварских озёр поубавилось ещё сильнее.

Промытарившись ещё около часа в поисках подходящего места (неудачные точки отмечены ромбиками на карте) мы таки наткнулись на замечательную стоянку на озере Теньярви. Рекомендую всем, кто окажется в тех местах.


ДЕНЬ 2


Утром мы обнаружили себя в действительно живописном местечке. Озеро Теньярви расположено восточнее группы озёр Пётсёвары. Крутые берега с одной стороны, топкие поросшие кустарником - с другой. А наша палатка уютно стояла в по сути единственной возможной точке берега.


День предстоял насыщенный и времени на завтрак и сборы было мало. Выбравшись на шоссе, мы почти сразу попали в совсем уж маленький посёлок Ляскеля. По всей видимости, градообразующим предприятием тут является Ляскеля ГЭС .



Здание выглядит очень старым, местами кладка почернела от времени, что не удивительно - ГЭС введена в эксплуатацию в 1899 году. Правда, она была разрушена во время ВОВ, затем восстановлена. Возможно, само здание было не тронуто.


В таких местах я всегда очень ярко чувствую силу стихии: мутные воды реки, захлёбываясь пеной и брызгами, проносятся сквозь шлюзы, яростный шум потока заглушает любые звуки - есть только вода и её бесконечный бег... Красота!

Вообще, как я понял уже позже, Карелия предо мной предстала эдакой страной множества больших и малых гидроэлектростанций, краем усмирённых рек, высушенных болот и безвозвратно утерянных водопадов. И хотя я понимаю ценность технологического прогресса, мне всё равно было грустно смотреть на те непотребства, которые творили люди по отношению к природе.

По недавно отремонтированному шоссе мы достаточно быстро преодолели расстояние до первой точки - Креста Скорби. Этот интереснейший памятник был установлен в середине 2000 года. Инициаторами выступили как русская так и финская стороны. Памятник посвящён жертвам Советско-финской (или как её называют финны - Зимней) войны 1939-1940 гг. Скульптор - русский, видимо, с финскими корнями - Лео Ланкинен.



На мой взгляд, символизм его просто великолепен: по обе стороны креста мы можем видеть почти полностью идентичные женские фигуры - матери Финляндии и России (СССР). Различаются они лишь причёской: одна коса (думаю, это русская) и две (финская). Женщины в невыразимом горе словно бы повисли на кресте. Обе страдают, обе уже никогда не увидят похороненных под ним мужей, братьев, сыновей.

Добраться до водопада достаточно легко (но это не помешало мне свернуть не на ту дорогу, доверившись навигатору). От шоссе P21 уходит просёлочная дорога. К водопаду ведут указатели - заблудиться сложно. Путь лежит мимо живописного озера Руокоярви. В какой-то момент ямы, на мой взгляд, стали слишком уж глубокими для легкового автомобиля - пришлось примерно 2 км. пройти пешком.



Этот водопад является самым высоким из действующих (читай не осушенных из-за строительства гидроэлектростанций) водопадов Карелии. По разным данным ему дают от 17 до 19 метров (против 10 метров известного всем Кивача). Название он получил от финского хутора Jukankontu (фин. Усадьба Юкки), располагавшегося неподалёку - Jukan + Koski (фин. речной порог).


Позже, в 1970-х, местные жители дали водопаду русское название "Белые мосты". Это объясняется тем, что прямо перед водопадом финны возвели несколько мостов через реку Кулисмайоки. Строились мосты из белого камня. До нашего времени они, к сожалению, не сохранились. Видны лишь остатки оснований. Сейчас через реку перекинут ствол сосны - не всякий рискнёт перейти по такому.


Водопад производит сильное впечатление. Обязательно заберитесь наверх, чтобы увидеть картину, которая открывается оттуда - дух захватывает!


Это место надо посетить, можно даже остаться на ночлег. Только я не уверен, что там можно разводить костры, т.к. территория эта заповедная и охраняется от всяческих посягательств на природную красотень.

Вволю наснимавшись и едва избежав сильнейшего ливня на обратном пути, мы пустились в путь до второй стоянки - турбазы "Радуга". Кроме информации с сайта мы ничего об этом месте не знали, потому были слегка удивлены, когда приехали в заброшенный детский лагерь, который, видимо, и носил раньше гордое название "Радуга". Тёмные здания корпусов, забитые досками двери, окна без стёкол, странной геометрической формы сооружения, скрип качелей вдалеке...


Всё это в купе с полным отсутствием людей производило впечатление как от фильма ужасов. Хорошо ещё ночи в мае уже достаточно светлые, а то в голову так и лезли картинки из фильмов вроде "Пятница 13" и "Техасская резня бензопилой".

Лягерь располагается рядом с Сямозером - озером достаточно известным за счёт того, что на его берегах снимался фильм "А зори здесь тихие" (старый, оригинальный), а также фильм "Холодное лето пятьдесят третьего". Но и без кинематографического прошлого это место выглядит очень красиво и интересно. Со мной согласятся заядлые рыбаки - сюда съезжаются на рыбалку со всего Питера.

Что касается самого кэмпинга, я его настоятельно рекомендую посетить. За 300 рублей вы получите какой-никакой туалет, электро-столбик с розетками (правда, они не работали - не сезон видите ли), ровное место для палатки и автомобиля, а также потрясающий закат на берегу озера.




ДЕНЬ 3


Утро третьего дня выдалось отличное. Выбравшись из палатки, я, как сознательный турист решил первым делом... нет, не приготовить на всех завтрак. Я решил побродить с фотоаппаратом по окрестностям. Так выглядит территория бывшего летнего лагеря.



Можно увидеть неплохое футбольное поле, беговую дорожку, пляж с кабинками для переодевания, качели и даже баскетбольное кольцо. На пляже всё отлично: песок мелкий, грязи нет, вода чистая.


Интересно, почему лагерь закрылся? В интернете никакой информации я не нашёл, даже о том, что он когда-то там существовал - ничего. Однако, если верить "наскальной" живописи, оставленной последними постояльцами (то-бишь детьми) на стене одной из беседок, лагерь закрылся не раньше 2006 года. Сейчас территория скорее всего выкуплена, ведётся застройка, уже есть что-то вроде коттеджного посёлка. Тут же расположен модный ныне норвежский парк под названием "Шервуд". В общем, если бы не гулкое эхо, разносящееся внутри пустых корпусов, это место вполне бы сошло за действующее.

Побродив по берегу, я уже решил было отправиться к стоянке, чтобы резжечь костёр, как вдруг прямо у себя под ногами обнаружил вот этого малыша.


В начале он мне показался нездоровым: птиц какой-то заторможенный, еле ходил по травке, а присутствие большого и страшного человека его совсем не смущало. При желании я мог бы схватить его голыми руками - так близко пернатый к себе подпускал.




Позже, сверивших с птичьей базой данных, я подтвердил свою догадку насчёт видовой пренадлежности - это был клёст-сосновик. Характерный изгиб и размеры клюва исключали ошибку. К тому же стало ясно, что это слёток - недавно оперившийся птенец, который ещё толком не умеет летать. Слётков часто подбирают люди, думая, что они вывалились из гнезда и не могут вернуться. На самом деле, это не так, и лучшее, что может сделать человек для маленького пернатого - оставить его в покое. Максимум - посадить птицу на какую-нибудь ветку, чтобы до неё не добрались хищники.

Третий день путешествия вообще получился во многом связанным с животными и птицами. На восточном берегу Сямозера расположен интереснейший зверинец, в котором можно вживую увидеть представителей карельской фауны, как мохнатых, так и пернатых. По заверениям хранителей зоокомплекса, все находящиеся у них на попечении животные по тем или иными причинам не могут быть возвращены в природу. Кто-то покалечен, кого-то вырастили в неволе. Здесь их спасают.

Соболь. Смотритель рассказала, что ему очень скучно, потому что подругу свою он покусал и её пришлось отсадить... Типичный мужлан, короче.


Маленький кабанчик. Этим пятачкам, пожалуй, живётся привольнее остальных - им выделили достаточно большой вольер, в котором они могут целый день резвиться, бегать, спать и заниматься прочими хрюндельскими делами.


Нет, этот взрослый медведь не пытается напасть на посетителей, он так просит лакомство - сухарик. Кажется, раньше я так близко медведей не видел. Кто-нибудь в курсе как правильно себя вести при встрече в лесу с косолапым? Кроме как "казаться больше, чем ты есть" я ничего не знаю.

Кстати, этот мишка и его сосед, которого нет на фото - старички. Их взяли из цирка, оба не поддавались дрессировке. Здесь огромный зверь сидит в клетке где-то 2х3 метра, а в цирке их держали в таких клетках, где они могли лишь стоять и лежать. В одной и той же позе, без возможности даже развернуться...


Этот медведка покорил наши сердца. Малышу лишь несколько месяцев от роду. Матери у него не было, подкидыш. Сотрудники зоокомплекса выкармливали его буквально на своей груди: брали на руки, клали на живот и поили молоком - иначе он не кушал. Сейчас его только-только перевели на взрослое питание и он с трудом привыкает - целый день сосёт заднюю лапу и ревёт своим тоненьким неокрепшим голоском. Умилительный медвежонок.


Рысей в зоокомплексе много, даже больше, чем медведей. Эту самку держат отдельно от остальных, т.к. она ещё диковата, шипит на людей, задирает сородичей.


А это, как ни странно, дальневосточный леопард. Выше я писал, что в "Трёх медведях" можно посмотреть на представителей карельской фауны, так что же тут делает эта красивая во всех отношениях кошка? У неё судьба особая и, к сожалению, печальная. Маленьким котёнком её купил какой-то толстосум себе на потеху. Девочке удалили когти на всех лапах - болезненная и жестокая операция. А потом, когда она подросла и стала занимать слишком много места, от кошки избавились - подбросили в приют. Так она и оказалась здесь...


Щенок волка. Их там целый выводок. Милые.


Этот акробат тоже выпрашивал угощение. Мишка - подросток, очень активный и ловкий. Ещё у него есть сестра, в другом вольере. А раньше их было трое молодых, но одну самочку пришлось застрелить. Нам рассказали, что посетители однажды очень сильно её раздразнили (кажется, лазерной указкой), в общем, говорят, она прыгнула на людей. Причём совершила прыжок, которого в обычных обстоятельствах от медведя и ожидать не приходится. А тут... Нет, никого из людей медведица не задела, лишь напугала. Они, наверное, посмеялись и пошли дальше, а медведицу после застрелили...


Енотовидная собака. Изначально они в Карелии не водились. Их завезли и они отлично прижились.


Красавец филин и две совушки-подружки.



А ещё нам показали двух волкособов: маму и сына. Точнее, видели мы только мать, т.к. сынок уж больно стеснительный.
Посмотрите как здорово она прыгает в ожидании лакомства. Очень хочется верить, что еда для животных не единственная радость в этом зоокомплексе. Смотритель рассказала, что почти со всеми зверями периодически гуляют. Маленьких и неопасных могут выгуливать прямо при посетителях. Больших и страшных - под специальным конвоем и в нерабочие часы.

Честно говоря, на меня это место произвело скорее тягостное впечатление. Оно определённо лучше и полезнее зоопарка, куда животных свозят просто на потеху зрителей (до сих пор с ужасом вспоминаю наш питеркий зоопарк). Лучше цирка, о котором даже говорить не хочется. Но всё же не стоит ожидать слишком многого. Это не деревня Айболита, где все счастливо и мирно живут-поживают. Звери здесь в клетках, они не свободны. Однако они живы, здоровы, накормлены. Да, без этого места они бы просто погибли. В этом, несомненно, огромная заслуга смотрителей и организаторов зоокомплекса, и я ни в коем случае не предъявляю им какие-либо претензии. Просто... грустно было смотреть на зверей в клетках, вот и всё.


Об этой церкви я узнал ещё задолго до поездки из телепередачи "Мастера ". Она является чем-то вроде местного чуда света. Построена в 1774 году карельскими мастерами-плотниками. Без единого гвоздя, 42 метра. Из инструментов только топор, скобель, да очень редко пила. Стоит до сих пор, недавно был лишь небольшой ремонт - подгнили некоторые венцы сруба.


Внутри церковь выглядит не совсем стандартно.

Сразу меня как-то смутили столбы, поддерживающие потолок. Ничего не напоминают? Я задал вопрос сторожу, и он ответил, что эти столбы действительно не просто так похожи на языческих идолов. По его словам во время строительства церкви их использовали, чтобы привлекать ещё не до конца поверивших в Христа староверов. Якобы в Карелии, несмотря на то, что остальная Русь уже много веков как православная, на тот момент сохранилось ещё много язычников. Ещё смотритель поделился тайной окраски этих столбов: оказывается, синюю краску изготовляли из черники. Ну а красную, наверное, из клюквы или брусники. Подтверждения всему этому я нигде не нашёл, остаётся поверить на слово.


Свод изображает божественную литургию. Т.к. экскурсовода в церкви не предусмотрено, мы могли лишь гадать, кто и когда нарисовал всё это. Уверен, что данные такие имеются, даже несмотря на то, что к церкви в принципе относятся наплевательски. На фото почти не видно, но пол очень сильно просел и накренился в сторону стены, в которой сделан проход к алтарю. А ведь относительно недавно здесь велись реставрационные работы. К примеру, данная икона. Размеры её настолько велики, что она не проходит в достаточно широкие двери - приходилось реставрировать прямо на месте.


Небезынтересна технология, с помощью которой иконописцы добивались невероятной стойкости и яркости красок даже через несколько сотен лет. Оказывается, после того, как икона была написана, её покрывали слоем рыбьего жира, который предохранял полотно от воздействия окружающей среды. Современным реставраторам требуется очень аккуратно снять поблекший и потерявший первоначальный лоск слой жира, восстановить, если надо, повреждённые места и по новой нанести слой жира. Бумажки, которые видны на фото, наклеиваются перед последней стадией. Т.е. под ними икона всё ещё не защищена. По словам смотрителя в таком виде икона стоит уже с 2010 года...

Карельская сосна, которую использовали при строительстве церкви поразительно сохранилась, а ведь Успенской церкви уже 231 год!



Водопад Кивач


Про это место особо и рассказывать нечего - все и так всё знают. Единственное, не удержусь от сравнения с водопадом Юканкоски. Во-первых, Кивач ниже. Жалкие 10,7 метров против почти 20. Плюс, Кивач разделён на два порога - 4 и 6 метров.


Но самая главная разница, которая, на мой взгляд, и сказывается на относительно большей популярности Кивача - благоустроенность окружающей территории. Если Юканкоски - место практические дикое, то Кивач обладает достаточно внушительной туристической инфраструктурой: удобная асфальтированная дорога прямо до места, стоянка, сувенирный магазин, какой-то там музей-дендрарий... Вроде бы и хорошо, но с другой стороны нафига оно надо, если главное здесь - красота природы?


Кэмпинг "Сандал"

Уставшие, но довольные, мы проехали ещё примерно 10 километров до замечательного кэмпинга, в котором и расположились на ночёвку.


"Сандал" расположен на берегу озера Сандал (внезапно!). Прямо в лесу разместились несколько корпусов, стоянка для автомобилей, игровая площадка, места для палаток, небольшое хозяйство и даже своя собственная рыбная ферма. Удобно устроившись в берёзовой роще, мы отправились на берег, отдохнуть, порыбачить и, естественно, пофотографировать.

Почти сразу я наткнулся на эту вот наглую чайку. Удобно устроившись на коряге недалеко от берега, она, похоже, занималась высиживанием яиц. Уж больно агрессивно она реагировала на мои попытки приблизится, а также на проплывавших мимо гусей.



На этом заканчивается третий день нашего автомобильного тура по Карелии. А также заканчивается мой пост, т.к. ЖЖ, видите ли, считает, что запись уже слишком большая и не хочет её сохранять. В следующей части будет ещё больше красивостей и интересностей! ...