Современные представления о евро-азиатской границе. Граница между Европой и Азией

Огромный континент Евразия состоит из двух частей света: Европы и Азии. Основная граница между ними проходит через Уральские горы, но вот как она проходит южнее? Кавказские горы также являются условной границей, но часто возникает вопрос о том, к какой части света относится сам Кавказский регион? Конечно, граница между Европой и Азией - это во многом условность, но ее необходимо придерживаться. Поэтому давайте разберемся, где она проходит и жители каких регионов могут называть себя европейцами.

Понятие Европа возникло еще во времена Античности, а ее границы со временем претерпели существенные изменения. Так, например, в древности ученые проводили восточную границу между двумя частями света по реке Дон, а сегодня она уже сместилась до Уральских гор.


Граница между Европой и Азией - это весьма дискуссионный вопрос. До сих пор ученые не могут прийти к единому мнению и договориться о том, где же проходит та самая грань между двумя частями света, а в разных изданиях можно увидеть картографическое воплощение различных подходов к этой проблеме. Подобная путаница создает немало сложностей: начиная от формирования статистических данных по регионам до чисто географических вопросов, связанных с тем, какую часть Кавказа можно отнести к Европе, а какую к Азии. В период существования СССР граница между Европой и Азией обозначалась на картах по линии государственной границы СССР, и Кавказ располагался на территории Европы. Но впоследствии подобное расположение границы было подвергнуто критике, ведь Кавказские горы в географическом аспекте были более близки именно к азиатскому региону.


Итак, согласно принятым на сегодняшний день договоренностям, граница между Европой и Азией проходит по восточной окраине Уральских гор и Мугоджар, далее идет по реке Эмба, протекающей по территории Казахстана. Затем граница проходит по северному побережью Каспийского моря и далее по Кума-Манычской впадине идет к Азовскому морю. Таким образом, получается, что Кавказ является частью Азии и полностью расположен в этой части света, а Уральские горы в территориальном отношении принадлежат Европе.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми, чтобы подчеркнуть исключительность этих мест. Одни стоят точно на географической границе, другие - чуть в стороне, в «удобных» местах, некоторые «официальные», другие ставят энтузиасты, третьи сооружаются в честь какого-либо события - у каждого своя история.

Традиция, которая возникла ещё в позапрошлом веке, продолжается до сих пор. Новые отметки появляются почти каждый год, и не только на Урале: вариантов определения границы Европы и Азии до сих пор несколько, и прийти к какому-то единственно верному практически невозможно.

Мы постарались собрать самый полный и подробный список указателей, знаков и обелисков «Европа-Азия». Получилось всего 64, но на деле их ещё больше.

Начнем с знаков возле Екатеринбурга и постепенно будем удаляться от города. Отметки разбиты по регионам: Свердловская область, Пермский край, Челябинская область, Башкирия, Оренбургская область, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий АО, Коми, Ставропольский край, Ростовская область, Казахстан и Турция.

Свердловская область

На территории Свердловской области мы насчитали 34 обелиска Европа-Азия.

№1 Обелиск на горе Берёзовой Первый на Урале столб «Европа-Азия» появился весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Это была острая четырёхгранная деревянная пирамида с надписями «Европа» и «Азия». Горные чиновники старались ради наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал вместе с поэтом В. А. Жуковским по России, Уралу и Сибири и в тот год должен был проехать здесь.

Через 36 лет, в 1873 году, деревянный столб заменили на обелиск из мрамора с каменным постаментом. На вершине пирамиды красовался золочёный двуглавый орел. Реконструкцию приурочили к проезду через перевал другого представителя императорской фамилии - возвращавшегося из кругосветного путешествия великого князя Алексея Александровича.

После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. Сейчас в том месте, где он стоял, есть два новых обелиска. Первый был возведен в 1926 году - уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом (в нашем списке он под номером 3).

В 2008 году на месте старого памятника открыт ещё один новый обелиск, опять с орлом. Он и стоит там по сей день. Это впечатляющая 25-метровая мраморная колонна в духе Александрийского столпа. Территория вокруг облагорожена, есть беседки и клумбы, скамейка влюблённых и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.

Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Новомосковский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия.

Координаты обелиска на горе Берёзовой: 56°52"13.0"N 60°02"52.0"E

№2 Обелиск на Ново-Московском тракте
Этот обелиск установили в 2004 году по проекту скульптора Константина Грюнберга. Его форма символизирует переплетённые буквы Е и А, а в основании заложены камни с самой восточной и с самой западной точек Евразии - мыса Дежнёва и мыса Рока.

Именно сюда чаще всего приезжают туристы и свадебные процессии. Каждый обязательно делает фото, стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии. На самом деле, при этом вы фактически целиком будете в Азии - знак стоит далеко от реальной границы.

Этот обелиск находится к Екатеринбургу ближе всех, на 17 км Новомосковского тракта, по которому туда проще всего и доехать . Обелиск будет справа от трассы.

№3 Обелиск возле Первоуральска На дороге в Первоуральск, немного ниже обелиска на Берёзовой, стоит ещё один пограничный столб «Европа-Азия». Примерно так же выглядел самый первый мраморный обелиск. Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга.

Как доехать: едем по Новомосковскому тракту, сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.


№4 Знак Европа-Азия у остановки «Зелёный мыс»
В 2015 году у остановки Зелёный мыс на Новомосковском тракте появился большой уральский камень - магнетит с Первоуральского рудника, с горы Магнитка неподалеку от Волчихи. Его установили участники Уральского общества любителей естествознания.

В 2019 году рядом установили ещё один камень, а между ними прикрепили надпись «Азия Европа». Знак находится точно на географической границе Европы и Азии.

Как доехать: по Новомосковскому тракту до 32-го километра, знак будет слева перед жёлтым надземным переходом.

№5 Обелиск у станции Вершина
Установлен в 1957 году во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Так молодёжь, которая ехала в Москву по Транссибу из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, узнала, где кончается Азия и начинается Европа.

Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать из Екатеринбурга.

№6 Обелиск у деревни Курганово Этот знак стоит гораздо восточнее многих. Он находится возле Екатеринбурга в другой стороне от первых четырёх, на Полевском шоссе, в 2 км от деревни Курганово.

Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска выбирали при содействии членов Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), проезжаем Горный щит, знак будет по правую руку перед Курганово.

№7 Обелиск у станции Мраморская Черно-белый столб у железнодорожной станции Мраморская установили в 2004 году взамен разрушенного старого обелиска.

Наверху столба - указатели «Европа» и «Азия», между ними надпись «Урал», символизирующая границу, а сверху прикреплена фигурка соболя со стрелой со старого герба Свердловской области.

№8 Обелиск в селе Мраморское
Небольшой самодельный обелиск из мрамора установили в 2005 году В. Г. Чесноков и В. П. Вилисов. Обелиск представляет собой две прямоугольные мраморные плиты, на верхней высечены надписи «Европа» и «Азия».

№9 Беседка возле Полевского
Резная деревянная беседка со столиком, на опорных столбах которой вырезаны надписи «Европа» и «Азия». Её установил в 2001 году Полевской лесхоз. Находится на дороге между городом Полевской и посёлком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов.

Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее.

№10 Знак на дороге Косой брод-Асбест Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба «Вояджер» по инициативе одного из членов Кирилла Вялых.

Он расположен к востоку от Полевского, на старой лесовозной дороге из посёлка Косой Брод в Асбест. Доехать прямо до знака на обычной машине не получится, только на внедорожнике, либо последние пару километров пройти пешком.

№11 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск Установлен в 1984 году к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.

№12 Обелиск на горе Каменной «Филина» в 1980-е установили ревдинские школьники на горе Каменной, на перевале Ревдинско-Уфалейского хребта. Интересно, что постаментом ему служит засохший ствол настоящего дерева - вкопать столб в твёрдую скалу было бы невозможно.

№13 Знак «Голуби» на горе Котёл
Знак установили в мае 2011 года туристы из Екатеринбурга и Новоуральска. Проект П. Ушакова и А. Лебедкиной. Целующиеся голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами.

Возле Новоуральска в разное время установили пять знаков (№№14-18). За информацию о них спасибо Элле Подгорновой .

№14 Столб у деревни Починок - «савчуковский»
Cтолб установлен в 1966 году на автодороге через Билимбай в Мурзинку под руководством директора УЭХК А. И. Савчука. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).

Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом: дорога пересекает водораздел ближе к Тарасково.

Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».

№15 Обелиск в районе Новоуральска - «шитиковский»
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в д. Пальники, в истоках рек Тагил, Бунарки (бассейн Оби) и Шишим (бассейн Волги).

Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту Бориса Шитикова и представляет собой четырёхметровую стелу с солнечными часами. Активное участие принимали туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов, А. Болтушин. Большую помощь в установке оказали ребята из подросткового турклуба «Нейва».

К сожалению, однажды знак упал, и когда его поднимали, не смогли выставить часы по солнцу, из-за этого теперь они не показывают точное время.

№16 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой наподобие громоотвода Невьянской башни.

Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись «Медвежка 499 м», на правой «Зеленый мыс 2006», на левой: «Задумали Ломов В. А. и сын Сергей». Автор знака - Владимир Ломов. Знак был установлен в ноябре 2006 года при поддержке сотрудников санатория «Зелёный мыс».

№17 Знак на старой билимбаевской дороге
Мраморный обелиск с надписью «Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города» установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска, по дороге в ЗИЛовские сады.

Руководитель бывшего турклуба строителей Виктор Михайлов планировал поставить грандиозный знак, но, увы, не успел этого сделать, и временный обелиск превратился в постоянный.

№18 Обелиск возле Александровского рудника - «воронинский» Знак появился в октябре 2016 года. Установлен недалеко от Александровского рудника и посвящен рудознатцам и горнякам, о чём свидетельсвует надпись на одной из граней. Площадка у подножия стелы выложена местными минералами. Автор и реализатор идеи - преподаватель Горного университета, краевед, минералог Олег Воронин.

№19 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень
Самый скромный и неприметный знак из всех - просто деревянный столбик с табличкой, на которой вырезаны крестик и надписи «Европа и Азия».

Позднее ниже появились ещё три таблички: «Европа», «Азия» и «Весёлые горы» - это название хребта, по которому проходит водораздел, а значит и граница частей света. Их добавили Андрей Пичугин и Игорь Павлюков.

№20 Знак у горы Билимбай Деревянный знак с названием хребта Весёлые горы в 2011 г. установил нижнетагильский краевед Андрей Пичугин вместе с другом Валерием Рогожиным. Два синих треугольника наверху символизируют Уральские горы.

Столб стоит на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги из Черноисточинска в Большие Галашки.

№21 Знак у горы Белой В 2013 году краевед Андрей Пичугин и его однофамилец Александр Пичугин установили ещё один деревянный знак «Европа-Азия Весёлые горы» - в седловине между горами Белой и Поперечной, где дорога из посёлка Уралец выходит на лесовозную дорогу из Черноисточинска в Большие Галашки.

№22 Знак у Висимского заповедника
Знак установили осенью 2018 года в охранной зоне Висимского биосферного заповедника по инициативе его сотрудников. Он представляет собой плоский щит, укрепленный между двух деревянных столбов, с указателями «Европа» и «Азия» на пяти языках.

Знак расположен в 20 км к западу от Кировграда, на дороге из Кировграда в Большие Галашки после моста через реку Тагил, между истоками рек Сулем и Ломовка. Его установили немного восточнее реальной границы Европы и Азии, в живописном месте, откуда открывается вид на гору Ежовую.

№23,24 Обелиск у посёлка Уралец и автобусная остановка «Азия-Европа»
Обелиск расположен на перевале через хребет Весёлые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики. Знак установили в 1960 или 1961 году на месте старого деревянного столба.

Обелиск изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара. Раньше вокруг него по стальным орбитам вращались спутники и корабль «Восток».
Через дорогу от обелиска стоит автобусная остановка «Азия-Европа».

Координаты знака и остановки: 57°40"38.0″N 59°41"58.5″E

№25 Столб Европа-Азия у Елизаветинского
На старом Висимском тракте из Нижнего Тагила в Висимо-Уткинск, у села Елизаветинское, стоит знак Европа-Азия - деревянный столб с вырезанными указателями частей света.

Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М. Е. и В. Ф. Ляпуновыми, по другим - в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства.

№26 Обелиск на перевале Большой Урал у посёлка Синегорский
Столб находится у перевала Большой Урал на Серебрянском тракте, в 2 км от посёлка Синегорский. Его установили в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочие леспромхоза Синегорский. Автор проекта А. А. Шмидт.

Основа сооружения - сварная стела из листовой стали высотой 9 метров. На верхней грани стелы укреплены металлические серп и молот. Знак был серебристым, в последние годы его красят в синий.

№27 Обелиск в Кушве у деревни Кедровка
Это один из самых первых обелисков Европа-Азия. Памятный знак был установлен в 1868 году на деньги золотопромышленников на перевале у горы Кедровка. Выполнен в виде часовни чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был двуглавый орёл. Надпись на одной из сторон: «В память переезда через Урал Его Императорскаго Высочества государя Великаго князя Владимира Александровича 3 Августа 1868 года».

В гражданскую войну обелиск сильно пострадал, в 1970-х годах его восстановили туристы Нижне-Салдинского завода. Обелиск находится на дороге Кушва-Серебрянка, в 4 км от деревни Кедровка.

№28 Обелиск у посёлка Баранчинский Установлен на лесовозной дороге к западу от посёлка Баранчинский в Кушвинском округе, к югу от горы Кедровка.

Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.

№29 Обелиск у станции Хребет-Уральский
Мраморный обелиск установили на перроне станции Хребет-Уральский в 2003 году в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

Посёлок Хребет-Уральский расположен у самой границы с Пермским краем. Водораздел находится в паре километров к западу от обелиска, у истока реки Туры.

№30 Знаки на 276 км Горнозаводской железной дороги
Одинаковые металлические трёхгранные пирамиды установили в 1878 году при строительстве железной дороги по обе стороны полотна.

Рёбра пирамид сделаны из железнодорожных рельсов. До революции в камерах в верхней части обелисков были керосиновые фонари, которые зажигали по ночам.

№31 Знак у поселка Павда Простой чёрно-белый столб стоит на развилке трёх лесных дорог - на Павду, Кытлым и Растёс. У его подножия лежит камень, куда кидают монетки на счастье.

№32 Столб у Казанского Камня Ещё один полосатый столб «Европа-Азия» стоит на границе Свердловской области и Пермского края по дороге из Североуральска на Жигаланские водопады, у подножья Казанского камня. Возможно, разрушен.

№33 Обелиск у поселка Кытлым Посёлок Кытлым расположен на севере Свердловской области, к западу от Серова. В 8 км от Кытлыма, на дороге в Верхнюю Косьву, находится ещё один обелиск Европа-Азия. Его установили в 1981 году работники Южно-Заозерского прииска.

Нижняя часть обелиска - толстая стальная труба. Верхняя часть - плоская треугольная металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

№34 Знак на перевале через Поповский увал Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий - с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское.

№36 Знак у горы Колпаки
Сам обелиск разрушен в 2000-х годах, сейчас остался только постамент. Находится на дороге от пос. Промысла на север, на развилке Медведка-Косья.

Знакам на этом месте вообще не везёт, их постоянно ломают. До революции здесь стояла изящная металлическая пирамидка . В 1973 году во время слёта туристов на Тёплой горе здесь установили другой знак. В 1985 году - ещё один, макет ракеты из металлолома. Фото с девочками относится к началу 2000-х - ракеты уже не было.

№37 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трёх великих рек - Оби, Печоры и Волги.

Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. На столбе надпись: «Губернатор Игумнов на память потомкам».

№39,40,41 Дорожные знаки в Магнитогорске


Кроме обелиска, в Магнитогорске есть дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.

В городе четыре моста через Урал, которые здесь называют «переходами», ведь они соединяют между собой целые части света. Кроме упомянутого в предыдущем пункте Центрального, есть ещё Северный, Южный и Магнитный (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме самого короткого Северного, есть дорожные знаки. Правда, судя по Google-панорамам , на Южном переходе в 2018 году знаков уже не было, но есть вероятность, что их вернут.

Координаты: Центральный переход 53°25"20.0″N 59°00"35.5″E ;
Магнитный переход 53°22"40.4″N 59°00"18.3″E ;
Южный переход 53°23"53.4″N 59°00"05.5″E

№42 Дорожный знак на мосту Европа-Азия в селе Кизильское
Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал.

№43 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау возле Златоуста Стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании появилась на федеральной трассе М5 «Урал» между Златоустом и Миассом на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году. Автор макета - архитектор С. Побегуц.

Надписи с названиями частей света расположены «наоборот»: на европейской стороне стелы надпись «Азия», а на азиатской - «Европа». Знак работает как дорожный указатель - водитель видит название той части света, в которую он въезжает.

№44 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал на окраине Верхнеуральска, на том месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, установили географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

№45 Обелиск около станции Уржумка
Ещё один обелиск между Златоустом и Миассом расположен у железнодорожной станции Уржумка, на полкилометра к востоку от неё.

Это один из самых первых знаков, отмечающих границу Европы и Азии. Он появился в 1892 году вместе со станцией, открытие было приурочено к завершению строительства этого участка Транссиба. Автор проекта - инженер и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский.

Обелиск представляет собой четырехгранную призму, увенчанную остроконечной пирамидой, с выступающим поясом, на котором написано Европа и Азия. Памятник сделан из местного уральского гранита. Находится под охраной государства как объект культурного наследия регионального значения.

№46 Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. В основании пирамиды - родник, откуда берет начало ручей, стекающий на азиатскую сторону.

В 2012 году гранитную пирамиду заменили на металлическую с каменным основанием. Знак расположен на дороге Слюдорудник - Большие Егусты в 2,5 км от Егустов.

№48 Старые обелиски на реке Урал
У деревни Новобайрамгулово, на трассе Учалы-Белорецк стоят ещё два обелиска «Европа» и «Азия»: по обе стороны бывшего автомобильного моста через Урал.

Эти обелиски расположены на 300 метров южнее новых знаков. Их построили в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют собой плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней их части изображен земной шар. Мост, у которого они стояли, сейчас разрушен.

№49 Знак в истоке реки Урал
Табличка «Здесь начинается река Урал» установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный мостик через исток и надписи «Европа» и «Азия» появились намного позже.

№51 Стелы на Белом мосту
Пешеходный мост Европа-Азия через реку Урал, или Белый мост - одна из главных достопримечательностей Оренбурга. Посередине моста с обеих сторон установлены две блестящие квадратные стелы, они появились сравнительно недавно.

№52 Знак в Орске на Верхнем мосту
Орск - ещё один город, который река Урал делит на европейскую и азиатскую части.

По обеим сторонам большого автомобильного моста через Урал висят таблички с надписями «Европа» и «Азия».

№54 Газопровод «Сияние Севера» на Приполярном Урале
Знак поставили газовики. Он находится на дороге, идущей вдоль газопровода «Сияние Севера» из поселка Вуктыл на центральную базу природного парка «Югыд-ва».

№56 Крайняя Восточная точка Европы
Местоположение точки в 2003 году определили участники российско-белорусской экспедиции, тогда же установили памятный знак (на фото), который потом сломали местные жители. Эта точка не имела официального статуса.

В 2019 году геологи из Уральского горного университета, в частности Фират Нурмухаметов, вместе с главным редактором «Уральского следопыта» Максимом Фирсовым заново определили координаты точки - они оказались на 800 метров в стороне от старых. Здесь хотят поставить новый знак и сделать это место популярным для туристов, как и три другие крайние точки Европы: в Норвегии, Португалии и в Испании.

Точка находится на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми, недалеко от озера Малое Щучье.

№59 Знак к северу от горы Яныгхачечахль
Маленький самодельный деревянный указатель. Расположен на Приполярном Урале на высоте 709 м к северу от Ивделя, недалеко от горы Яныгхачечахль.

№63 Беседки в Атырау
По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями «Европа» и «Азия».

Координаты: 47°06"18.0″N 51°54"53.1″E

Турция

№64 Мост мучеников 15 июля в Стамбуле
Стамбул - ещё один трансконтинентальный город, он разделён на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Европу и Азию соединяют три висячих моста через Босфор.

Мост мучеников 15 июля (до 2016 года - «Босфорский мост») - первый из трёх. Он построен в 1973 году на основе проекта российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон у моста висят таблички «Welcome to Europe/Asia».

Координаты: 41°02"51.0″N 29°01"56.0″E

Читайте нас в

    Граница Европа Азия граница между Европой и Азией, проходит по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, затем по реке Эмбе. по северному берегу Каспия, по Кумо Манычской впадине и Керченскому проливу. Общая протяжённость границы по… … Википедия

    Граница между Европой и Азией пересекает западную и юго западную части муниципального образования город Екатеринбург. Граница трактуется не только как географическое понятие, но и имеет ярко выраженный исторический и культурологический аспекты.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? границы, чему? границе, (вижу) что? границу, чем? границей, о чём? о границе; мн. что? границы, (нет) чего? границ, чему? границам, (вижу) что? границы, чем? границами, о чём? о границах 1. Границей… … Толковый словарь Дмитриева

    Ы; ж. 1. Условная линия раздела между территориями; рубеж. Государственная г. Морская г. Здесь проходит г. между странами, областями, земельными участками. Г. между Европой и Азией. Г. леса и степи. Обозначить, изменить, пересечь границу. Считать … Энциклопедический словарь

    граница - ы; ж. см. тж. в границы, в границах, за границей, за границы, за границами, из за границы 1) Условная линия раздела между террит … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Азия (значения). Азия на карте мира Азия самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Еврази … Википедия

    Город Оренбург Флаг Герб … Википедия

Путешествие от столба к столбу (Билимбай — родина ракетного самолета, святые источники в Тарасково, Дедова гора и озеро Таватуй).

Несмотря на то, что внешних государственных границ через Екатеринбург не проходит, мы все по нескольку раз в день имеем возможность сновать из одной части света в другую. Вероятно, это «хронически пограничное» состояние особым образом влияет на уральский менталитет. Граница Европы-Азии – это наш Гринвич (который точка отсчета), это наш экватор (отсекающий неудачную половину) и вечный источник движения. Ведь постоянно хочется узнать: а что там, с другой стороны? Лучшая жизнь – или новое приключение?

Географический энциклопедический словарь приводит несколько вариантов проведения границы: по восточным подножиям или по гребням Урала. Однако эти понятия не являются достаточно строгими. Наиболее корректным с научной точки зрения является подход, сформулированный Татищевым. Он предложил провести границу двух частей света по водоразделу Уральских гор. При этом водораздельная линия имеет сложный характер и может смещаться.

Сейчас на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия . Первый (№1) – новодел (2004 г.) на 17 км Московского тракта, который все знают, мы проехали без остановки. О правильности установки этого знака много споров. Ему приходится принимать максимальное количество официальных делегаций – безусловно, для мероприятий место удобное. Из интересного — в постамент заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).

На подъезде к Первоуральску с московского тракта (справа, не доезжая метров 300 до стелы с названием города) – следующий знак (№2).


Первоначально этот монумент располагался у горы Берёзовой на старом московском (Сибирском) тракте, примерно в 300 м на северо-восток от нынешнего места, но был перенесен. Рядом со знаком — родничок и табличка «начало маршрута».


Очень похоже, что эта тропинка ведет через лес к следующему знаку (№3) – самому величественному, установленному у горы Березовой в 2008 г. вместо этой четырехгранной пирамиды. Он примечателен тем, что считается первой (самой ранней) «пограничной» меткой разделения Европы с Азией, установленной на Урале. Мы едем к нему на машине: доезжаем до Первоуральска и по старому московскому тракту примерно 1 км возвращаемся назад.

Вероятнее всего это произошло в 1837 г., как указано на чугунной плите у подножия монумента. Здесь, на высшей точке Сибирского тракта, останавливались сосланные в Сибирь, прощались с Россией и брали с собой горсть родной земли.


Сначала был установлен деревянный памятник в виде острой четырехгранной пирамиды с надписями «Европа» и «Азия». Затем (в 1846 г.) он был заменён на мраморную пирамиду с царским гербом. После революции его разрушили, а в 1926 году воздвигли новый из гранита — тот, который сейчас перенесен на новый московский тракт, на въезде к Первоуральску. В 2008 г. на этом месте построили новую стелу.

В двух км от этого столба, на северном склоне горы Берёзовой, на железнодорожной станции (остановочном пункте) «Вершина» стоит еще один (№4), самый аутентичный обелиск. Автомобильной дороги к нему почти нет – но в летнее время пешком можно прогуляться. Стоя у этого (и только этого) монумента, можно наблюдать, как по стальной магистрали тяжеловесные поезда с грузом из Сибири преодолевают уральский хребет.



Он возник вместе с чугуноплавильным заводом, построенным графом Георгием Строгановым. В своё время это был единственный завод на Среднем Урале, принадлежавший клану Строгановых.

До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай («белем» — знание, «бай» — богатый, т.е. «богатый знаниями»). Постепенно название трансформировалось в Билимбай. Строгановы начали строительство в 1730 году. А 17 июля 1734 года завод выдал первый чугун.

В километре от своего устья река Билимбаевка была запружена плотиной. Чугун и железные доски, изготовленные под молотом, весной сплавлялись по рекам Чусовой и Каме в вотчины Строгановых. В устье Билимбаевки была устроена пристань. По объёму выплавляемого чугуна и рациональному ведению хозяйства завод с первых лет существования работал ровно и стал одним из самых организованных и высокоразвитых на Урале.

Билимбаевский пруд — одно из главных украшений поселка. Во время сплава барок по Чусовой Билимбаевский пруд участвовал в регулировании воды в реке. Правда, его роль была куда скромнее, чем роль Ревдинского пруда. Если Ревдинский пруд давал вал в 2-2,5 метра, то Билимбаевский — лишь 0,35 метра. Впрочем, остальные пруды давали и того меньше.


Википедия называет Билимбай колыбелью советской реактивной авиации . В 1942 году в Билимбае проводились испытания первого советского истребителя-перехватчика БИ-1 . А вот о конкретном месте проведения работ источники приводят противоречивую информацию: то ли это был полуразрушенный цех бывшего чугунолитейного завода, остатки которого на берегу пруда сохранились и по сей день, то ли Свято-Троицкий храм (в советское время — клуб труболитейного завода). Начну с наиболее правдоподобной версии (на основе документальных книг, изданных по воспоминаниям участников событий).

Во время войны в Советском Союзе часть авиазаводов и конструкторских бюро эвакуировали на Урал. КБ Болховитинова, создавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем БИ-1, оказалось в Билимбае.

По данным Википедии, БИ-1 (Березняк - Исаев, или Ближний Истребитель) — первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Разработка была начата в 1941 в КБ завода № 293 в г. Химки. Время полёта самолёта могло быть всего от 1 до 4 минут. Однако, при этом, самолёт имел необычайно большую для того времени приемистость, скорость и скороподъемность. Именно исходя из этих особенностей стало ясно будущее назначение самолёта - перехватчик. Концепция «быстрого» ракетного перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлёт - одна быстрая атака - посадка на планировании» выглядела привлекательно.

В ходе испытаний в режиме планера в сентябре-октябре 1941 было проведено 15 полетов. В октябре 41-го принято решение об эвакуации завода на Урал. К декабрю 1941 доводка самолёта была продолжена на новом месте.

До прихода русских, судя по всему, здесь и впрямь было древнее башкирское кладбище. А рощу на горке прямо в черте поселка садили вручную в 1840-х годах только что созданной в то время сеялкой Шульца.

Погулять по этому лесному островку, посаженному 170 лет назад, можно и сейчас.

Недалеко от Билимбая (примерно в трех километра вверх по Чусовой) находится камень Дюжонок — главная природная достопримечательность поселка. Но в наш авто-маршрут эта точка не вписывалась — мы направляемся в сторону Тарасково. И на пути встречаем пятую за сегодня пограничную метку «Европа-Азия» .

Самую хулиганскую из всех встреченных когда-либо (что тут делает одиноко стоящий автомобиль нам неизвестно). Обелиск находится в паре км от деревни Починок (едем до пересечения с ЛЭП), на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Сколько раз мы в этот день нарушили границу – считать не стали. По дороге домой это случилось еще не единожды, но уже вне охранной зоны пограничных столбов☺.

Далее прямо по курсу у нас – село Тарасково . С давних пор оно славится источниками с чудодейственной водой. Желая исцелиться, ежегодно сюда приезжает большое количество паломников не только с Урала, но и со всей России и даже из-за границы.

Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Тарасково хранит на своей земле множество святынь и чудотворных источников. На сайте http://www.selo-taraskovo.ru/ можно изучить список и ознакомиться с историями чудесных исцелений, рассказанных паломниками.

Святых источников на территории монастыря и в окрестностях несколько.

Главный почитаемый — источник Всецарицы, расположен на территории монастыря (к нему всегда выстраивается очередь). Воду разливает один из послушников. Здесь же есть оборудованное помещение, где можно раздеться и вылить на себя пару ведер святой воды.

Рядом со стенами монастыря в небольшой часовенке — источник в честь Николая Чудотворца (там обливаться нельзя – можно только набирать воду). Говорят, что расположенному в часовне колодцу уже более 120 лет… Купаться можно только за пределами монастыря — в источнике в честь св. преподобной Марии Египетской.

Он находится в примерно в километре езды, от монастыря надо повернуть направо по лесной дороге. Здесь построена хорошая купальня с оборудованным спуском в воду.

Пишут, что «вода в источнике холодна, как лед. Стоит задержаться на пару секунд при спуске в воду, как ноги начинает неимоверно ломить от холода. Неудивительно, что после такого купания активизируются защитные ресурсы организма и можно избавиться от болезней».

Здесь просто любовались красотами… и удивлялись, как в столь благолепных местах сохранились столь неухоженные, дикие постройки…

Самозахватом попахивает, но вид…

Впереди – самая живописная часть нашего маршрута. Из Тарсково через Мурзинку, Калиново едем к озеру Таватуй .

Это одно из самых красивых и чистых озер нашего края.

Его по праву часто называют жемчужиной Среднего Урала. Со всех сторон озеро окружено горами.

Солнце светит, море плещет – красота. Ничего, что в 20 км отсюда рыбаки сидят на льду? Вот такой он, Урал, загадочный.

На западном берегу между Калиново и Приозерным находится Невьянский Рыбзавод. В Таватуе удачно разводят различные сорта рыб (сиг, рипус и др.). В советское время на озере велась промысловая добыча рыбы, за день добывали до нескольких десятков центнеров рыбы. Сейчас столько рыбы здесь нет, но на уху наловить можно.

и доезжаем до юго-восточного мыса (скорее это смотровая площадка, обозначенная в навигаторе как «кемпинг»), близ г. Высокая на восточном берегу.

Здесь на озере видно целую группу островов. Чудесные виды.

Подъехав с запада, мы обогнули южную часть озера и доехали до поселка Таватуй на востоке. Это первое русское поселение на озере, основанное переселенцами-старообрядцами (вторая половина XVII века). Возглавил старообрядческую общину Панкратий Клементьевич Федоров (Панкратий Таватуйский).

В селе Таватуй в XIX веке бывал и известный уральский писатель Мамин-Сибиряк. Вот как он описал знакомство с этими местами в очерке «Отрезанный ломоть»: «По верхотурскому тракту нам пришлось ехать сравнительно недолго, и после двух кормежек мы свернули с него влево, чтобы проехать «прямой дорогой» озерами… Эта глухая лесная дорога, существующая только зимой, необыкновенно красива… В таком лесу зимой какая-то особенно торжественная тишина, как в пустой церкви. Дремучие ельники сменяются сквозными лиственными перелесками, через которые брезжит синеющая даль. И хорошо, и жутко, и хочется ехать по этой лесной пустыне без конца, отдаваясь специально дорожным думам.…»

, 60.181046

гора Дедова: 57.123848 , 60.082684

Обелиск /"Европа-Азия/" Первоуральск: 56.870814 , 60.047514

Граница между Европой и Азией проходит именно по Уральскому хребту. А точнее – по самому водоразделу. Впрочем, между экспертами до сих пор нередко разгораются споры – не всегда бывает легко точно провести эту границу в некоторых местах. Наиболее спорной принято считать территорию, расположенную поблизости от Екатеринбурга — здесь уровень Уральских гор наиболее низок – и к югу от Златоуста, поблизости от которого Уральский хребет делится на несколько хребтов, теряя ось и превращаясь в ровную степь.

Любопытно, но сравнительно недавно эта граница проходила куда западне, чем сегодня – по реке Дон и Керченскому проливу. Причем такое разделение появилось очень давно и использовалось ещё в начале восемнадцатого века. Впервые предложил проводить границу по Уральскому хребту В.Н.Татищев в 1720 году. В написанных им трудах подробно описано, почему именно граница между двумя частями света – Европой и Азией – должна проходить по Уральскому хребту, а не Дону.

Одним из главных доводов, приведенных Татищевым, является тот факт, что Уральский хребет выступает в роли водораздела – по его склонам реки текут как на запад, так и на восток. Однако такое предложение было поддержано далеко не сразу.

По всему Уралу установлено множество пограничных памятников, показывающих, где именно проходит линия, разделяющая Азию от Европы. Причем часть из них стоит в очень труднодоступных местах. И некоторые из них на самом деле не соответствуют действительной границе. Например, самый северный памятник расположен на берегах пролива Югорский Шар. Установлен он был сотрудниками полярной станции в 1973 году. Пограничный знак получится довольно обыденно — обычный деревянный столб, имеющий надпись «Европа-Азия». Кроме того, со столба свисает прибитая цепь с якорем. Если брать обелиск, расположенный восточнее всего, то он находится в деревне Курганово, на Полевском шоссе. Его установили ещё позже в 1986 году.

Одним из наиболее крупных и красивых обелисков стал тот, который установлен в 2003 году на трассе, соединяющей города Чусовой и Качканар. Высота его довольно внушительная – целых 16 метров. Прямо возле него, на асфальте, проведена линия, показывающая, где проходит граница между частями света.

Но, безусловно, два самых известных памятника расположены возле города Первоуральска и неподалеку от Екатеринбурга, на Московском тракте. Наиболее древний из всех возведен на Берёзовой горе. Она расположена неподалеку от Первоуральска, на бывшем Сибирском тракте. Самый он появился ещё в 1837 году, весной, когда на Урал впервые приехал 19-летний цесаревич Александр Николаевич, которому в будущем предстояло стать наследником престола.

Изначально памятник, установленный здесь, представлял собой обычную деревянную пирамиду с четырьмя гранями и надписями «Азия» и «Европа». Император Александр Второй, которому народ дал прозвище Освободитель, увидел его, путешествуя вместе с поэтом В.А.Жуковским, статским советником и свитой, в мае 1837 года.

Спустя несколько лет – в 1846 году – этот памятник заменили. На его месте поставили более серьезный, каменный, созданный по проекту, составленному архитектором Карлом Турским, работавшим на уральском заводе. Основным материалом, используемым при его изготовлении, стал мрамор, а стоял он на постаменте из камня. Вершину обелиска венчал позолоченный орёл с двумя головами.

Вскоре после революции этот памятник был разрушен – по официальной версии он напоминал о самодержавии. Однако всего через несколько лет, уже в 1926 году, здесь установили новый памятник. Правда, он был изготовлен не из мрамора, а всего лишь облицован гранитом. Конечно, не было здесь и орла. Спустя несколько десятилетий, в середине двадцатого века, вокруг обелиска была установлена литая чугунная ограда. В конце ХХ столетия её демонтировали, поставив столбики с цепями.

Безусловно, это место обладает большой исторической ценностью. Каторжники, отправляясь в Сибирь из европейской части России, именно здесь брали по гости земли – как память о покинутой Родине.

Всё на той же Берёзовой горе, немного ближе к городу Первоуральск, открыли ещё один обелиск – уже в 2008 году. На вершине тридцатиметрового столба, изготовленного из красного гранита, сидит двуглавый орёл.

Также есть памятник «Европа-Азия» и в городе Екатеринбург, на 17-м километре Новомосковского тракта. Установили его сравнительно недавно – летом 2004 года. Архитектором стал Константин Грюнберг. Зрелище это действительно внушительное – огромный мраморный постамент со стелой из металла и просторной смотровой площадкой. К тому же, здесь заложены камни, взятые с самых крайних точек двух частей света – мыса Дежнёва и мыса Рока.

Вскоре после установки памятника начались споры – насколько правильно выбрано место. Многие противники напирают на то, что памятник установлен на большом расстоянии от водораздела. В любом случае, сегодня это место посещается большим количеством туристов. Многие люди, приезжающие в Екатеринбург, стараются сфотографироваться здесь. Молодожены также обязательно посещают важную географическую точку.