Почему российские летчики уезжают трудоустраиваться в азию. Российские пилоты на службе у великого китая

Российские пилоты едут работать в Азию, прежде всего из-за высоких зарплат. Как рассказал «Коммерсанту» источник в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от $17-25 тыс. в месяц. При этом график работы более щадящий — 80 часов налета в месяц против 90 в РФ и не менее 96 дней отпуска, в то время как в нашей стране — 70 дней.

По прогнозу , в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — потребность в квалифицированных летных кадрах в стране оценивается в 111 тыс. человек к 2035 году.

За последние два с половиной года в Китай и Корею уехали работать более 300 российских пилотов — командиров воздушных судов и инструкторов с хорошим знанием английского языка. Еще 400 высококвалифицированных специалистов находятся в процессе трудоустройства.

Кроме того, с 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что «лишь стимулирует приход летного состава из России», говорит источник «Коммерсанта». Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос — на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.

В отрасли констатируют, что страну покидают лучшие из лучших: наиболее подготовленные пилоты с отличными знаниями английского — КВС и КВС-инструкторы. Кроме КНР пилоты едут работать в Корею, Индию и Вьетнам.

Тенденция оттока КВС из России начала прослеживаться еще два года назад: из-за банкротства , ограничений полетов по туристическим направлениям и на фоне общего снижения пассажиропотока число безработных пилотов, в том числе находящихся в листах ожидания авиакомпаний, выросло вдвое — до 4 тыс. человек. Приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов «Трансаэро» (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек.

В этом году ситуация начала меняться: объем пассажирских перевозок, по данным Росавиации, за пять месяцев 2017 года вырос на 22%, в том числе за счет вновь набирающих популярность турецких курортов. При этом чартерные авиакомпании увеличили свои показатели в полтора-два раза. Авиакомпании оказались не готовыми к этому: как отметил глава ведомства , такой рост объемов перевозок оказался не подкреплен наличием соответствующего парка воздушных судов и авиационного персонала.

В подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что «проблема гораздо меньшего масштаба». В министерстве отмечают, что это связано в первую очередь с курсовой разницей валют. Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро будут представлены на общественное обсуждение.

Одним из решений кадровой проблемы в отрасли видят расширение квоты на наем иностранных КВС.

Ранее российское законодательство не позволяло отечественным авиаперевозчикам нанимать иностранных пилотов на должность командиров воздушных судов. Однако нехватка кадров подтолкнула к тому, что в 2014 году были внесены изменения в ст. 56 Воздушного кодекса России, которые позволили российским авиаперевозчикам брать иностранцев на работу. На все авиакомпании была выделена квота — до 200 пилотов-иностранцев в год.

Но это совпало со спадом пассажиропотока — в 2015 году он упал на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%, а также ослаблением рубля, поэтому спрос на работу в РФ упал.

Исполнительный директор «Авиапорта» также не исключает, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму иностранных КВС. По его словам, с открытием рынков необходимо смириться с оттоком персонала или начать реально повышать зарплаты.

Первым пилотом-иностранцем в России стал гражданин Германии Клаус Дитер Рольфс. Он пришел в в сентябре 2014 года, однако спустя всего полгода покинул авиакомпанию. Сообщалось, что Рольфс уволился по двум причинам: из-за девальвации рубля и из-за того, что не смог найти общего языка с российскими пилотами.

За последние 2,5 года из России в Азию уехало 300 высококвалифицированных пилотов, еще 400 находятся в процессе трудоустройства. Авиакомпании и эксперты называют основной причиной утечки кадров разницу в курсе валют. «360» рассказывает, почему пилоты массово уезжают на Восток.


РИА «Новости» / Максим Блинов

Российские авиакомпании беспокоит трудоустройство российских пилотов в Китай и Корею, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники в отрасли. За последние 2,5 года в Азию отправилось более 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского» - командиров воздушного судна и инструкторов. Еще 400 пилотов находятся «в процессе оформления документов». Издание сообщает, что в первую очередь утечка кадров затронула авиакомпании «Уральские авиалинии», S7, «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа»

Источник газеты в зарубежном рекрутинговом агентстве, которое занимается поиском пилотов для Китая, сообщил, что зарплата пилотов в стране в среднем начинается от 17 до 25 тысяч долларов в месяцев. Это в четыре раза больше, чем зарплата их коллег в России. В КНР график работы - 80 часов налета в месяц, пилоту выдается не менее 96 дней отпуска в год. В России график - 90 часов, а отпуск составляет 70 дней. Кроме того, с прошлого года в КНР упрощена выдача пилотам разрешений на работу.

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил в кулуарах ПМЭФ-2017, что в его компании есть дефицит КВС. По его словам, «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5−2 раза выше». Компания уже пять раз поднимала зарплату и не видит возможностей для ее увеличения. Сейчас зарплата второго пилота составляет 320−350 тысяч рублей в месяц, КВС - 470 тысяч рублей, инструктора - более 500 тысяч рублей.

РИА «Новости» / Владимир Песня

В Минтрансе газете подтвердили тенденцию отъезда пилотов, но сообщили, что проблема имеет меньший масштаб. В ведомстве согласны, что причиной утечки стала разница в курсе валют. Предложения для предотвращения отъезда пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта, вскоре их представят на общественное обсуждение.

Комитет Госдумы по труду направил запрос министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой объяснить причину возникшей ситуации и рассказать о мерах, которые должны снизить тенденцию. Об этом «Интерфаксу» заявил председатель комитета Ярослав Нилов.

Председатель Общероссийского профсоюза авиационных работников Валерий Селитринников в разговоре с «360» подтвердил, что главная причина отъезда пилотов - зарплата. «Это своеобразный рынок, такое происходит во всем мире. Ничего удивительного в этом нет. Каждый пилот ищет там, где его удобно. На сегодня рынок такой», - добавил он.

Член Комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС Юрий Сытник также утверждает, что при курсе доллара в 28−30 рублей зарплата пилотов в российских компаниях соответствовала международным стандартам, а «сегодня она в два раза стала дешевле».

Российских пилотов, стремящихся устроиться на работу в Азию. Российские авиакомпании обеспокоены массовой утечкой кадров. За последние два с половиной года на работу в азиатские страны уехали более 300 наиболее подготовленных летчиков с отличным английским. Сто из них получили работу в Китае. Российских пилотов активно берут на работу авиакомпании Индии и Вьетнама.

Еще четыре сотни командиров воздушных судов и инструкторов занимаются своим трудоустройством за рубежом. Утечка затронула в первую очередь авиакомпании S7, "Уральские авиалинии", "Волгу-Днепр" и "ВИМ-Авиа". "Пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше", - отметил на гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев. В Минтрансе России подтвердили тенденцию утечки кадров, но считают, что "проблема гораздо меньшего масштаба".

Основная причина "исхода" и оттока российских кадров заграницу — экономическая. Например, китайские компании готовы платить квалифицированным иностранным пилотам по 17-25 тысяч долларов ежемесячно. Это от одного до полутора миллионов рублей, то есть вчетверо выше, чем зарплата пилотов внутри России. Кроме того, россиян привлекают на заработки и условия труда. Например, налет в месяц в китайских компаниях - 80 часов, а не 90, как внутри страны. Также в Китае им предоставляется более длительный отпуск - не менее 96 дней против российских 70.

Интерес к российским пилотам проявляют десять крупнейших китайских авиаперевозчиков. В Китае в 2016 году было 50,5 тысячи пилотов, которые работали на 59 китайских авиакомпаний. Из них 25 тысяч 200 коммерческих пилотов. В Китае почти нет ограничений на работу иностранных пилотов, за год их число выросло на 2 тысячи 300 человек. В 2016 году в КНР через 218 аэропортов прошло более 1 миллиарда человек, а перевозки пассажиров возросли до 488 миллионов, прибавив к позапрошлому году 12 процентов.

Авиакомпания S7 намерена поставить вопрос о бегстве российских пилотов за рубеж.

При этом авиакомпании утверждают, что уже пять раз увеличивала зарплату, но не видят больше возможностей для ее роста. Второй пилот сейчас получает порядка 320-350 тысяч рублей в месяц, командир экипажа — 470 тысяч рублей, а инструктор — более 500 тысяч рублей. Из-за дефицита пилотов российские авиакомпании в 2014 году добились от правительства 200 квот на иностранных пилотов. Сейчас в "Аэрофлоте" работает 21 иностранный летчик, при этом 18 из них из Чехии. И крупнейший российский авиаперевозчик запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов, вдобавок к уже имеющейся в 80 летчиков.

Уход летчиков из российских компаний совпал падением пассажиропотока и осенью 2015 года. Тогда из компании было уволено более 10 тысяч человек. Но в Минтрансе считают, что отток российских пилотов за рубеж вызван "прежде всего курсовой разницей валют". Впрочем, именно курсовая разница не мешает российским авиакомпаниям запрашивать новые квоты на трудоустройство в России иностранных пилотов, а Росавиация .

» пишет, что только за последние 2,5 года уехало минимум 300 пилотов за границу, а около 400 готовятся это сделать.

Издание сообщает, что покидают Россию наиболее подготовленные пилоты с превосходными знаниями английского языка — командиры воздушных судов и инструкторы. Больше всего высококвалифицированные кадры уволились с авиакомпаний «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр», «ВИМ-Авиа» и другие.

Российские лётчики уезжают туда, где зарплаты из-за ослабленного рубля намного выше. Чаще всего это страны Азии — в Китай, Корею, Вьетнам.

Информированный источник рассказывает, что авиавласти России формально затрудняют пилотам работать за рубежом. К примеру, отказывают в подтверждении лицензии пилота иностранным компаниям или давать какие-то другие необходимые документы. Они ссылаются на закон, который говорит о защите персональных данных.

Другой источник предполагает, что сбои в графике рейсов «ВИМ-Авиа» вероятней всего произошли из-за увольнения командиров воздушных судов. Тогда из авиакомпании ушли 12 человек. Ещё один источник говорит, что приток российских лётчиков в Китай совпал с падением пассажиропотока и завершением работы авиакомпании «Трансаэро».

Как удалось выяснить, средняя заработная плата в Китае выше в 4 раза, чем в России и составляет в пределах 17 000 — 25 000 долларов в месяц. Из требований — налетать 80 часов (в России — 90), отпуск от 96 дней и выше (в России — 70). С 2016 года Китай упростил выдачу разрешений на работу пилотам и это стало стимулом российских специалистов.

Газета пишет, что в данный момент около 10 китайский авиаперевозчиков хотят взять на работу пилотов из России. В частности их интересуют командиры воздушных судов от 2500 часов налёта. Сегодня в Китае работают около ста российский командиров и инструкторов. Примерно такое количество человек готовятся ещё переехать.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» не скрыла, что некоторые пилоты ушли и теперь работают в Китае, Индии или Вьетнаме, где уже есть необходимые условия для привлечения лётчиков из соседних стран.

О такой же ситуации говорит и генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. По его словам, компании нужно российские КВС. Пилоты массово уезжают работать в Азию и Китай, где зарплата существенно выше. «Аэрофлот» повышать её не может. Савельев рассказал, что в авиакомпании трудится 21 иностранный пилот при квоте в 80 человек. Недавно запросили новую квоту на 40 иностранных пилотов.

Как удалось выяснить, заработная плата на 20% летного состава повысилась в «Уральских авиалиниях». Сама компания об этом не говорит. О том, что есть трудности, рассказывают в S7, но они единичны.

Министерство транспорта подтверждает данную ситуации, но, по их словам, не так много теряют кадров. Проблему видят в «прежде всего с курсовой разницей валют». О том, что делать, чтобы пилоты не покидали Россию, обсуждается с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта.

09 .06.2017