Остров земля франца иосифа на карте. Архипелаг земля франца иосифа

Архипелаг Земля Франца-Иосифа был объявлен советской территорией 90 лет назад, в 1926 году. О его существовании подозревал еще Михаил Ломоносов, однако первыми на этот берег высадилась австро-венгерская экспедиция. Тогда многие полагали, что Земля Франца-Иосифа простирается до Северного полюса. Об истории этого географического открытия и борьбе за архипелаг рассказывает «Лента.ру».

Земля Франца-Иосифа - это архипелаг из почти двух сотен островов. Ближе всего до Северного полюса от острова Рудольфа - менее 900 километров. Мыс Флигели на этом острове - самая северная точка России. Большая часть архипелага располагается севернее 80-й параллели. Тут очень холодно, среднегодовая температура - минус 12 градусов Цельсия.

Лето очень короткое. Воздух прогревается максимум до плюс 12 градусов Цельсия. Растительность самая простая - мхи, лишайники, полярная ива. Суровые условия, вечная мерзлота не позволяют человеку долго находиться на архипелаге без внешней поддержки. В частности, именно этим обусловлено столь позднее открытие Земли Франца-Иосифа.

О возможности существования земли восточнее архипелага Шпицберген говорил еще Ломоносов. К сожалению, попытки русских мореходов достичь в XVIII веке неведомой земли не увенчались успехом. Помешали непроходимые льды.

В 1865 году, через сто лет после смерти Ломоносова, лейтенант флота и будущий вице-адмирал Николай Шиллинг, основываясь на анализе дрейфа льдин между Новой Землей и Шпицбергеном, вернулся к вопросу островов к востоку от Шпицбергена. На исследование обратил внимание географ Петр Кропоткин и попросил правительство выделить средства на экспедицию. Инициативу теоретика анархо-коммунизма царские власти не поддержали.

Зарубежные исследователи тоже интересовались Арктикой. Летом 1872 года австро-венгерские лейтенанты Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт на парусно-паровом судне «Адмирал Тегетгофф», пытаясь найти северный путь из Баренцева моря в Берингово, попали в ледяную ловушку у Новой Земли. Продрейфовав целый год, 30 августа 1873-го они оказались у архипелага. Самый северный его остров они назвали в честь сына императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I.

«Нас привела сюда случайность», - признавался Пайер. Вместе с Вейпрехтом он в течение двух лет исследовал новые территории и составил первую карту. Снова угодив в ледяную ловушку, мореходы покинули «Адмирал Тегетгофф» и на шлюпках добрались до Новой Земли. Местные поморы проводили их в Норвегию. Пайер и Вейпрехт скептически оценивали практическую пользу открытых ими земель и больше не возвращались к ним. Они же впервые ошибочно указали, что Земля Франца-Иосифа простирается вплоть до Северного полюса.

В 1879 году на архипелаге высадились голландцы, в 1881-м - шотландцы. С 1884 года острова исследовал англичанин Фредерик Джексон. В 1895 году на архипелаге побывали норвежцы Фритьоф Нансен и Ялмар Юхансен, направлявшиеся к Северному полюсу. Позднее, также в надежде достичь крайнюю северную точку планеты, на Землю Франца-Иосифа ступили американцы.

Русские на архипелаг попали только в 1901 году, на первом российском ледоколе «Ермак». Команда вице-адмирала Степана Макарова подняла над островами российский флаг. В 1913 году архипелага достигла экспедиция Георгия Седова, которая, к сожалению, не увенчалась успехом. В следующем году на ее поиски отправился Исхак Ислямов, также установил на Земле Франца-Иосифа российский флаг.

Именно Ислямов впервые заявил о принадлежности архипелага Российской империи. Будущий участник белого движения, он предлагал переименовать острова в Землю Романовых. Но вскоре империя рухнула. Судьбу северных островов решало уже советское правительство. ЦИК СССР 15 апреля 1926 года издал декрет о том, что все арктические острова, примыкающие к сухопутным границам страны, также являются ее частью.

Фото: Владимир Баранов / РИА Новости

Декрет довели до сведения ведущих держав, однако СССР тогда еще не был признан. На острова претендовали Италия и Норвегия. Скандинавы планировали установить на Земле Франца-Иосифа радиостанцию. Однако суровые северные условия не позволили им это сделать. Четыре судна, отправленные в экспедицию в 1929 году, были зажаты льдами. За их беспомощным дрейфом наблюдала советская полярная экспедиция на пароходном ледоколе «Седов».

Через год норвежцы повторили свою попытку, но им было приказано покинуть советские воды. Сойдя с борта судна «Седов», автор космогонической гипотезы и начальник Главсевморпути Отто Шмидт установил на мысе Флора острова Юрия Кучиева советский флаг, изготовленный из железа. «В силу данных мне полномочий объявляю Землю Франца-Иосифа территорией СССР!» - заявил будущий академик Шмидт.

Освоение Земли Франца-Иосифа требует больших усилий и непрерывного присутствия на территории архипелага. Сто лет назад позволить себе это могли очень немногие страны. После распада СССР Россия сократила свою активность на островах. Тем не менее именно там находятся самое северное в мире почтовое отделение «Архангельск 163100» и погранзастава «Нагурское», а также полярные станции и геофизическая лаборатория.

Земля Фра́нца-Ио́сифа — архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области. Состоит из 192 островов, общая площадь 16 134 км².

Снимок архипелага со спутника Терра:

Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказывал ещё Ломоносов, позднее — Шиллинг и Кропоткин. Последний даже представил в Русском Географическом обществе в 1871 году свой проект экспедиции для их исследования, однако правительство отказало ему в средствах.

Открыт совершенно случайно: австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетгофф» (нем. Admiral Tegetthoff ), отправившаяся в 1872 г. для открытия Северо-Восточного прохода, была затёрта льдами к северо-западу от Новой Земли и затем, постепенно уносимая ими к западу, 30 августа 1873 года принесена была к берегам неизвестной земли, которая и была тогда же Вейпрехтом и Пайером обследована, насколько было возможно к северу и вдоль южной её окраины.

Карл Вейпрехт (Carl Weyprecht) (1838—1881) — австрийский морской офицер, исследователь Арктики и геофизик.

Ю́лиус Иога́ннес Людо́викус фон Па́йер (нем. Julius Johannes Ludovicus von Payer ), более известен как Ю́лиус Па́йер (1 сентября 1842, Шёнау, ныне Те́плице — 30 августа 1915, Фельдес, теперь Блед, Югославия) — австро-венгерский исследователь Арктики. Своё путешествие по Арктике Пайер описал в книге «725 дней во льдах Арктики» (1876 год; переведена на русский в 1935 году).

Пайеру удалось достигнуть 82°5" с.ш. (в апреле 1874 г.) и составить карту этого обширного архипелага, казавшегося первым исследователям состоящим из ряда обширных островов. Австрийские путешественники дали новооткрытой земле имя австро-венгерского императора Франца Иосифа I.

Фра́нц Ио́сиф I — император Австрийской империи и король Богемии со 2 декабря 1848 года, апостолический король Венгрии со 2 декабря 1848 по 14 апреля 1849 года (1-й раз) и с 13 августа 1849 (2-й раз). С 15 марта 1867 года — глава двуединого государства — Австро-Венгерской монархии. Правил 68 лет, его царствование стало эпохой в истории народов, входивших в Дунайскую монархию.

Фотографии и текст Дмитрия Черкасова

Земля Франца Иосифа — это архипелаг островов в Баренцевом море на самом севере России. Всего архипелаг состоит из 192 островов. Мне довелось посетить это место во время экспедиции на Северный Полюс на борту атомного ледокола «50 лет Победы».

Несмотря на середину лета уже через день после нашего отхода из порта Мурманска нам начали попадаться льдины:

Совсем скоро отдельные льдины сменились целыми ледовыми полями. Начали попадаться небольшие айсберги:

Именно в этом районе мы встретили первых белых медведей. Это не удивительно. Такое сочетание льда, суши и воды — идеальная среда обитания для этого полярного хищника.

Основная добыча белого медведя это нерпа. Выслеживает он ее в основном по запаху. Очень часто нерпа прячется в вымоинах в толще льда. Показываться на поверхности слишком часто она не рискует. Белый медведь выследив нерпу со всей силы передними лапами пробивает лед и затем пытается вытащить ее наружу. Этот мишка явно опоздал. Кто-то более удачливый уже расправился с тюленем.

Доверяя своему носу, белые медведи способны забираться далеко на север от ближайшей земли. У них нет естественных врагов. Они не социальные животные и предпочитают жить в одиночестве. Единственное исключение — это мамы с маленькими медвежатами. Мать не только кормит медвежонка вначале его жизни, но и защищает от взрослых самцов. Время от времени они нападают на медвежат.

Хотя они способны преодолевать десятки километров по ледяной пустыне, все же излюбленным местом обитания для них является сочетание земли, ледяных полей и отрытой воды. Медведи отлично плавают в воде, но лишний раз предпочитают туда не соваться. Мелкие трещины во льду они могут легко перепрыгнуть.

После удачной охоты медведь способен неделями не есть. Поэтому насыщаются они впрок. Только что пообедавшего медведя можно легко узнать по огромному брюху:

Из-за того что естественных врагов у них нет, медведи довольно любопытны. Конечно, большинство из них предпочитают держаться от атомного ледокола подальше. Все таки разница в размерах колоссальная. Но некоторые с интересом подходят прямо к борту и пытаются разглядеть что творится на палубе:

Особенно всех порадовала медведица с совсем маленьким медвежонком. Они кружили вокруг не меньше часа. Это было необычно, поскольку чаще всего, при малейшей опасности самка старается увести малыша подальше. Здесь же они сами подошли к кораблю и долго кружили по льдинам:

Мы с огромным интересом наблюдали за их взаимоотношениями.

Стараясь получше увидеть, что именно происходит на борту, медведица даже залезла на айсберг. Мы практически находились на уровне ее глаз. Это было наверное самое интересное знакомство с медведями за все время экспедиции.

Кроме белых медведей нам еще попадались моржи. Они менее пугливы чем нерпы. Хотя взрослый медведь иногда способен на суше справиться и с моржом. В воде же они чувствуют себя вполне безопасно. Часто их лежбища располагаются прямо на больших льдинах:

Тем не менее, при приближении большого корабля чаще всего предпочитают нырнуть в воду. Там им намного комфортнее, да и скорость, с которой они плывут, намного больше, чем неуклюжее передвижение по суше.

Крупные самцы все покрыты шрамами от драк со своими сородичами. Каждый большой морж стремится оберегать свой гарем и территорию от назойливых конкурентов. Поэтому им приходится проводить в боях большую часть жизни.

Через два дня пути мы подошли к первым островам архипелага Земли Франца Иосифа. Существование земли восточнее Шпицбергена предсказывали многие ученые. Об этом в свое время говорил еще Ломоносов. Одно из наиболее фундаментальных исследований в этом вопросе было сделано Петром Алексеевичем Кропоткиным. Он даже рассчитал координаты островов. К сожалению средств на экспедицию не нашли. Поэтому открытие островов было совершено абсолютно случайно. Австро-венгерская экспедиция Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера пыталась найти Северо-Восточный проход, но была затерта льдами недалеко от Новой Земли. Постепенно дрейф вынес их парусно-паровую шхуну к берегам архипелага. Это случилось 30 августа в 1873 году. Поэтому вновь открытая земля была названа в честь австрийского императора Фраца Иосифа I.

Экспедиционным лидером в нашем путешествии был знаменитый канадский путешественник Лорри Декстер. Исходя из ледовой обстановки вокруг острова было принято решение высаживаться на берег вертолетом. Надувные лодки «Зодиак» не могли подойти достаточно близко к месту высадки. Мы должны были сойти на берег в районе мыса Флора на острове Юрия Кучиева. Интересно, что этот остров один из самых молодых на архипелаге. Он был открыт в 2008 году в ходе экспедиции ледокола «Ямал». До этого между островами был перешеек и это было частью острова Нортбрук. Но команда атомохода обнаружила, что перешеек размыло водой. Таким образом на карте появился новый остров. Его назвали в честь капитана легендарного ледокола «Арктика». Именно под его командованием впервые в истории человечества надводное судно достигло вершины миры — Северного Полюса.

На борту нашего ледокола находился вертолет МИ-8 с экипажем. Обычно такие большие вертолеты не используются для реальной работы в море. Для ледовой разведки достаточно более экономного и меньшего по размерам МИ-2. Однако, в нашем случае предполагалась высадка людей и доставка оборудования, поэтому выбор пал именно на этот тип вертолета.

Подобные задания под силу только опытным экипажам. Необходимо не только садится и взлетать с небольшой площадки на корабле, но и грамотно выбрать место для посадки и убедится, что вокруг нет опасности для людей. Во время высадки на берег или лед основной проблемой были белые медведи. Прежде всего надо было убедится что их нет поблизости.

Рядом с местом высадки возвышается 300 метровый склон горы. На нем гнездятся тысячи птиц. В основном это кайры и белые чайки. Черные точки вокруг вертолета — это как раз птицы в воздухе.

Первыми на берег высаживаются люди обеспечивающие безопасность остальной группы. Охота на белого медведя запрещена по закону. И хотя они вооружены, но пули используются для того чтобы отпугивать зверя. На поражение никто не стреляет. Для того чтобы исключить рикошет используется стальной сердечник. Таким образом можно стрелять по камням и отогнать медведя. Кроме этого есть светошумовые гранаты.

Место нашей высадки — мыс «Флора». В этом месте неоднократно высаживались арктические экспедиции. Впервые здесь перезимовал экипаж британской яхты «Эйра», под командованием Бенджамина Ли Смита. Его судно было затерто во льдах недалеко от этого места. Исследователи сумели построить хижину из подручных материалов и перезимовать на острове. С наступлением весны, они на четырех шлюпах добрались до Новой Земли, где их и подобрало английское судно высланное на поиски.

Британский полярный исследователь и географ Фредерик Джексон основал здесь стационарную базу во время экспедиции по изучению Земли Франца Иосифа. 17 июня 1896 года именно к этой базе вышли норвежские исследователи Фритьоф Нансен и Яльмар Йохансен после своей неудачной попытки достичь Северного Полюса.

Останавливались в этом месте экспедиции американца Уолтера Уэллмана на пароходе «Фритьоф», а также герцога Арбуцци на «Стелла Поларе»:

Многие полярные экспедиции использовали запасы бурого угля месторождение которого есть на острове. Интересно, что Седов во время зимовки у соседнего острова на шхуне «Святой мученик Фома» ничего об этом не знал. Они отчаянно нуждались в топливе и разобрали для этого деревянные постройки базы:

Это лишь небольшая часть истории арктических исследований в этом регионе. Официально архипелаг был объявлен российской территорией во время экспедиции Исхака Ибрагимовича Ислямова в поисках Седова в 1914 году. Именно тогда здесь был поднят российский флаг.

Не меньше истории поражаешься в этом месте красоте северной природы. Лето здесь короткое, но очень яркое. Всюду под ногами разноцветный мох покрытый цветами. Стоит лишь наступить на этот ковер — и сразу проваливаешься в воду по колено:

Постоянно слышно не смолкающий птичий гам. Окрестные скалы облюбовали тысячи кайр и чаек. Они гнездятся буквально везде на этих базальтовых скалах. Только ледники свободны от птичьих поселений.

Заходят сюда и белые медведи. На островах также встречается песец, морж, нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, нарвал и белуха. Немного южнее в море можно встретить косаток. Но в это посещение нам не довелось увидеть никаких животных. Только старые кости.

Назад мы летели одним из последних вертолетов. Хотелось как можно дольше погулять по острову и полюбоваться местными красотами. И надо сказать, что это нам удалось в полной мере.

Практически сразу после взлета мы почувствовали сильную вибрацию. Вертолет вначале резко потерял высоту, а затем с набором ушел на разворот за соседний мыс. Я сидел в хвосте и слышал как сильно скрипела хвостовая балка.

Через некоторое время мы сели на площадку и стало ясно, что на взлете мы лопастью попали по одной из многочисленных кайр. Из-за этого законцовка пропеллера деформировалась:

Было принято решение перевезти всех на спасательных ботах с другой стороны бухты. Там была свободная ото льда береговая линия. После эвакуации всех людей с острова, экипаж вертолета самостоятельно попытается перелететь на борт ледокола.

Таким образом, нам выпала «замечательная» возможность вволю налюбоваться красотами острова во время этой высадки. Впрочем, переход не был уж очень длинным. Большая часть пути пришлась на возвышенность, поэтому идти было сравнительно легко.

Спасательный бот медленно подходил к берегу промеряя глубины, чтобы ненароком не повредить винт. А уж затем в несколько рейсов нас и оборудование перевезли на борт корабля.

Несмотря на насыщенный событиями день поспать в эту ночь нам так и не удалось. В это время года солнце не уходит за горизонт, поэтому постоянно светло. Проходя вблизи остальных островов архипелага, мы постоянно встречали белых медведей. Ну как тут можно упустить такую возможность познакомится ближе с дикой природой Арктики?

Второй раз рядом с островами Земли Франца Иосифа мы побывали на обратном пути, возвращаясь с Северного Полюса.

Прежде всего, мы подошли к базальтовой скале Рубини. Она названа в честь знаменитого итальянского тенора и интересна своим огромным птичьим базаром.

Благодаря вулканическому происхождению берег вокруг скалы очень крутой. Поэтому даже такое огромное судно, как наш атомный ледокол, способно подойти к ней практически вплотную. Это очень впечатляющее зрелище. Для того чтобы руководить такой деликатной операцией, на носу находится один из матросов с переносной рацией. Он постоянно сообщает расстояние до скалы и тенденцию движения.

Базальтовые склоны острова все усеяны птицами. Также интересно наблюдать за структурой скалы, которая кажется собранной из отдельных ровных столбиков:

Но главной целью нашего повторного захода была бухта Тихая на острове Гукера. Именно здесь в 1929 году была открыта первая на архипелаге советская научно-исследовательская станция.

К сожалению, к моменту нашего посещения на станции уже несколько лет никто не жил. Все строения на территории были законсервированы и единственными жителями здесь были разве что полярные медведи. На борту нашего ледокола находились члены первой за все это время экспедиции на этот остров. Они должны были высадиться на берег и оценить возможность восстановления этой полярной базы. Перед высадкой их больше всего волновал вопрос наличия незваных гостей из числа мишек. Поэтому все время перед отправкой на берег они внимательно изучали берег и строения в бинокль.

Это очень неприветливый край, в котором постоянно живут только белые медведи. Скалистые берега покрыты толщей вечных льдов, от которых периодически откалываются айсберги. Не один полярный исследователь отдал свою жизнь, чтобы добраться до этих островов и нанести их на карту. Теперь к берегам Земли Франца-Иосифа лишь изредка подходят ледоколы с туристами.

ЗАПОЛЯРНЫЙ АРХИПЕЛАГ

О существовании этих островов ученые догадывались давно, но открыты они были совершенно случайно.

Российский арктический архипелаг Земля Франца-Иосифа находится к востоку от Шпицбергена и к северо-западу от островов Новой Земли, далеко за Полярным кругом и на расстоянии менее тысячи километров от Северного полюса . Почти все из 196 островов архипелага находятся севернее 80° с. ш. Продолжительность полярной ночи в этих местах 125 суток, а полярного дня - около 140.

Весь архипелаг разделен на три группы. Восточная - острова Земля Вильчека и Греэм-Белл - отделена Австрийским проливом. Центральная - множество небольших островов, включая острова Рудольфа, Джексона, Солсбери и Гукера, - находится между Австрийским проливом и Британским каналом. Западная - крупнейшие острова архипелага Земля Георга с высотой 620 м и Земля Александры - отделена Британским каналом.

Проливы и каналы глубиной 500-600 м, разделяющие острова, представляют собой широкие расщелины, пробитые мощными ледниками в базальтовой толще. Ледники появились на Земле Франца-Иосифа примерно миллион лет назад, когда наступил период похолодания в Северном полушарии.

Рельеф островов Земли Франца-Иосифа представлен возвышенностями, образующими скопления в виде базальтового плато и достигающими средней высоты 400-500 м над уровнем моря. Плато покрыто ледяными куполами с языками ледников, выходящими к обрыву на берегу моря, где от ледника откалываются айсберги. В среднем за год ледники архипелага теряют до 3,3 км3 льда в виде айсбергов. Ледники покрывают свыше 85% поверхности архипелага, а толщина льда достигает 100-500 м.

Небольшая свободная ото льда поверхность представлена каменистыми «оазисами», голыми мысами и нунатаками - скалами, выступающими над поверхностью ледникового покрова. Там, где нет льда, царит вечная мерзлота, виднеются многочисленные безымянные озера. Озер здесь более тысячи, причем некоторые довольно крупные: площадью до 2 км2 и глубиной до 10 м. Большую часть года озера покрыты льдом.

Весь архипелаг находится в зоне типично арктического климата. Зимой температура понижается до -52°С, непрерывно дует штормовой ветер, бушуют метели. Температура могла бы опускаться еще ниже, но зимой сила мороза в немалой степени смягчается теплыми водами течения Гольфстрим .

Этот северный архипелаг был открыт совершенно случайно, хотя предположения о его существовании высказывали офицер русского флота Н. Г Шиллинг в 1865 г и знаменитый русский ученый-географ П. А. Кропоткин в 1870 г.

В 1872 г корабль австро-венгерской экспедиции Ю. Пайера и К. Вейпрехта (исследователи искали Северо-Восточный проход, северный морской путь из Атлантического океана в Тихий) был затерт льдами к северо-западу от Новой Земли. Дрейфуя во льдах в западном направлении, в августе 1873 г корабль австрийцев оказался у берегов ранее неизвестной земли. Австрийцы исследовали берега, составили карту архипелага и назвали его в честь Франца Иосифа I - повелителя Австро-Венгерской империи.

Впоследствии архипелаг посещали англичане в 1881-1882 и 1895-1897 гг Они обследовали почти весь архипелаг и убедились, что он гораздо больше, чем считали австрийцы. Известный полярный исследователь Фритьоф Нансен побывал на островах в 1895 г и доказал, что архипелаг не уходит дальше на северо-восток, к полюсу. Это же подтвердила американо-норвежская экспедиция 1898 г ценой жизни людей, погибших во время зимовок.

Начиная с 1901 г сюда регулярно стали приходить русские экспедиции, в частности экспедиция Г Я. Седова в 1913-1914 гг., зимовавшая у острова Гукера. Седов пытался добраться до Северного полюса , но скончался и, по одной из версий, был похоронен на острове Рудольфа.

В 1914 г русская экспедиция офицера-гидрографа И. Ислямова бросила якорь в водах Земли Франца-Иосифа, объявила архипелаг российской территорией и подняла над ним российский флаг.

На Земле Франца-Иосифа самой земли немного: острова покрыты преимущественно снегом и льдом. На архипелаге существует покровное оледенение. Ледники занимают более 4/5 всей территории. Относительно крупные свободные ото льда территории на островах Земля Александры, Земля Георга, Греэм-Белл и Хейса имеют холмистый рельеф.

ЖИЗНЬ ВО ЛЬДАХ

На островах нет постоянного населения, но, тем не менее, жизнь здесь есть.

В географическом отношении Земля Франца-Иосифа примечательна тем, что мыс Флигели на острове Рудольфа является самой северной точкой России . Кроме того, архипелаг располагается на окраине континентального шельфа и является самым северным участком суши Евразии.

В наследство от давних времен, когда на островах было тепло и 200 млн лет назад здесь росли папоротники, среди глинистых сланцев и песчаников архипелага на мысе Флора остался бурый уголь, которым пользовались полярники на зимовках. Однако в силу суровых природных условий на островах не ведется никакой промышленной деятельности.

В советские времена здесь работали научно-исследовательские станции, находились стационарные пункты радиотехнических войск противовоздушной обороны и даже отдельный отряд, обслуживавший ледовый аэродром. В настоящее время территория и объекты заброшены, работает одна обсерватория имени Эрнста Кренкеля на острове Хейса, а сами острова посещаются только отдельными туристическими группами.

Эта земля обладает уникальным положением и природой, сформировавшейся на удалении от материка, и здесь создан природный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа» площадью 4,2 млн га. Заказник служит целям сохранения уникальных ландшафтов архипелага, а также для охраны районов размножения белого медведя, морских млекопитающих и мест массового гнездования птиц. Среди особо ценных природных объектов - палеовулкан мыса Брайса (остров Циглера), непромерзающие озера, лежбища атлантического моржа.

Флора архипелага бедна видами, растительность покрывает не более 5-10% поверхности. Здесь преобладают мхи и лишайники - яркие и многоцветные. Редко, но встречаются и арктические цветы: полярный мак, камнеломки, лютики.

Белый медведь постоянно обитает на архипелаге, песец заходит сюда гораздо реже. Зато окружающие архипелаг воды стали домом для млекопитающих: нерпы, морского зайца, гренландского тюленя, моржа, нарвала и белухи. Птицы облюбовали эти места, так как никто не мешает им выводить здесь потомство.

На архипелаге насчитывается 26 видов пернатых, самые многочисленные - чистик, кайра, белая чайка, бургомистр. Птицы образуют гигантские птичьи базары: всего на островах гнездится более 5 млн морских птиц. Крупнейший птичий базар в пределах архипелага - скала Рубини-Рок насчитывает примерно 55 тыс. особей. Тут гнездятся толстоклювые кайры, моевки, люрики, бургомистры, обыкновенные чистики. На южных островах архипелага можно встретить песцов, которые обитают под птичьими базарами.

На Земле Франца-Иосифа сохранилось немало исторических достопримечательностей в виде остатков зимовочных лагерей экспедиций, использовавших архипелаг как плацдарм для достижения Северного полюса . Памятные места отмечены табличками, крестами и каменными обелисками. На мысе Флора сохранилась судовая рубка 1894 г., которой пользовались участники многих полярных экспедиций.

Одним из самых удивительных и загадочных в архипелаге является остров Чамп. По всей поверхности острова разбросано много каменных шаров почти идеальной формы, размером от нескольких сантиметров до нескольких метров. Такие шары встречаются и в других районах мира, но таких крупных и круглых нигде более не отыскать. Определенного ответа на вопрос об их происхождении нет, хотя шары, несомненно, созданы самой природой.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Так как птиц на островах чрезвычайно много, они нередко попадают в лопасти вертолетов. В таком случае туристам приходится возвращаться на ледокол с помощью катера.

■ В конце 1970-х гг. гидрографы Министерства морского флота нашли на острове Ламон Земли Франца-Иосифа письмо одного из руководителей австро-венгерской экспедиции 1873-1874 гг. Карла Вейпрехта. Письмо, обернутое в восковую бумагу и фольгу, пролежало более ста лет в деревянном цилиндре. В нем сообщалось о бедственном положении экспедиции. Хранится в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге .

■ В 1929 г. экспедиция на ледокольном пароходе «Седов» под руководством О. Ю. Шмидта - будущего начальника Главсевморпути и академика - установила на острове Гукера советский флаг, изготовленный из железа, и провозгласила острова территорией СССР.

■ Пресноводное озеро Космическое на острове Хейса получило свое название 22 октября 1957 г. в связи с первым стартом метеорологических ракет с поверхности озера.

■ С 1930-х и до середины 1990-х гг. архипелаг Земля Франца-Иосифа был закрытой территорией, на которой располагались военные объекты оборонного значения.

■ По некоторым данным, в годы Второй мировой войны в западной части острова Земля Александры находилась немецкая метеостанция и база отстоя и дозаправки подводных лодок.

■ По разным сведениям, на островах архипелага Земля Франца-Иосифа скопилось до одного миллиона пустых бочек из-под горюче-смазочных веществ, на вывоз которых может уйти минимум восемь лет.

■ Австро-Венгрия, воевавшая на стороне Германии в Первую мировую войну, была слишком занята проблемами в Европе и не выразила протест против объявления Земли Франца-Иосифа российской территорией.

■ Самое мощное оледенение прослеживается на юго-востоке и востоке каждого острова и всего архипелага Земля Франца-Иосифа. Лед образуется лишь на вершинах ледниковых куполов. Ледники архипелага неуклонно сокращаются. При условии сохранения темпов сокращения ледников все оледенение Земли Франца-Иосифа исчезнет через 300 лет.

■ Геофизическая полярная обсерватория имени Эрнста Кренкеля (прежнее название «Дружная») на острове Хейса архипелага Земля Франца-Иосифа - единственная обсерватория в России в области геомагнитной полярной шапки.

■ Общий объем льда архипелага Земля Франца-Иосифа - 2500 км3 в которых находится до 2250 млрд т чистейшей пресной воды, что больше, чем в озере Байкал .

■ Туристов доставляют к Земле Франца-Иосифа в летнее время, на ледоколах, а на берег они попадают на борту вертолета. При этом всех туристов в обязательном порядке одевают в яркие желто-оранжевые куртки, чтобы люди не затерялись среди льдов.

■ Мыс Флигели на острове Рудольфа назван в честь австрийского картографа Августа фон Флигели; был открыт 12 апреля 1874 г. австрийской полярной экспедицией на корабле «Тегетгоф» под руководством Ю. Пайера и К. Вейпрехта.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Мыс Флигели (остров Рудольфа).
■ Природный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа».
■ Каменные шары острова Чамп.
■ Геофизическая полярная обсерватория имени Эрнста Кренкеля (остров Хейса).
■ Птичьи базары (бухта Тихая, остров Гукера, скала Рубини-Рок).
■ Домик «Эйра» (остров Белл, место стоянки 1914 г. В. И. Альбанова).
■ Лежбища моржей (остров Нордбрук, острова Столички, острова Апполонова).
■ Ледник Седова (остров Гукера).
■ Хижина Фритьофа Нансена (остров Джексона, 1895-1896 гг.).
■ Деревянное строение экспедиции Уэллмана 1898-1899 гг. (остров Алджера).
■ Полярная станция «Бухта Тихая» 1929-1957 гг. (остров Гукера).
■ Судовая рубка 1894 г. (мыс Флора, остров Кучиева).

Атлас. Целый мир в твоих руках № 142

Случайно открыв покрытый льдом архипелаг во время исследовательского плавания по Северному Ледовитому океану, австро-венгерские моряки назвали его Землёй Франца-Иосифа, по имени своего тогдашнего монарха...

После австрийцев там побывали англичане, американцы, норвежцы, итальянцы, отсюда обилие иностранных названий на карте архипелага - острова Ламон, Чамп, Циглера, Рудольфа, Хейса, мыс Брайса, скала Рубини-Рок - всего 192 острова общей площадью более 16 тыс. км² и бесчисленное количество мысов, скал, бухт, далеко не все из которых имеют собственные названия.

Территорией Российской империи Земля Франца-Иосифа официально стала в 1914 году, после полярной экспедиции под командованием капитана 1 ранга Исхака Ислямова, водрузившего там российский флаг. Здесь, на острове Рудольфа, чуть западнее мыса Флигелли, находится самая северная точка России и всего Евразийского материка.

Природную зону, к которой относится Земля Франца-Иосифа, ученые называют полярной пустыней. Свыше 85% территории островов покрыто ледниками, причем толщина ледяного покрова в некоторых местах достигает 500 метров. Флора довольно бедна, коротким полярным летом лишь около 5% поверхности островов покрываются растительностью: мхами, лишайниками, очень редко – арктическими цветами. Зато много представителей животного мира, на суше это белый медведь, изредка песец, в прибрежных водах – моржи, тюлени, дельфины, заплывают сюда и киты.

Подробная карта архипелага Земля Франца-Иосифа (кликните на карту для увеличения):

Административно территория Земли Франца-Иосифа относится к Приморскому району Архангельской области , но постоянного населения здесь нет, и никогда не было. На островах с момента провозглашения их российской территорией располагались полярные станции, воинские части, некоторые располагаются там и сейчас. Такое «временное проживание» оставило на архипелаге негативный след – экология Земли Франца-Иосифа сильно пострадала за годы интенсивного изучения и освоения Арктики.

Только брошенных на островах металлических бочек из-под нефтепродуктов экологи насчитывают около 50 тысяч, причем многие из них наполнены топливом. С 2012 года, в рамках программы Правительства РФ, проводится очистка территории архипелага от захламления, но до завершения работ ещё далеко.


Суровая, но по своему живописная северная природа, исторические достопримечательности, связанные с покорением Арктики, привлекают на архипелаг любителей экспедиционного туризма из разных стран. Для них с наступлением полярного дня российские турагентства организуют путешествия к Земле Франца-Иосифа на атомном ледоколе «50 лет Победы» и дизель-ледоколе «Капитан Драницын». На берег туристы попадают с помощью надувных лодок или вертолётов.

У туристов есть возможность увидеть уникальные природные объекты: знаменитый мыс Тегетхофф на о-ве Галля, палеовулкан на острове Циглера , лежбища атлантического моржа , удивительно красивые непромерзающие озера .



На острове Чамп можно увидеть и сфотографировать камни диаметром до трех метров почти идеальной сферической формы, их происхождение неизвестно, хотя эти шары явно созданы природой.

Сильное впечатление оставляет и крупнейший птичий базар на скале Рубини-Рок , где гнездится одновременно более 50 тысяч птиц.

На архипелаге много остатков и памятных мест зимовий лагерей различных полярных экспедиций, зарубежных и российских. Есть и несколько захоронений известных покорителей Севера, в частности, на острове Рудольфа похоронен легендарный русский полярник Георгий Седов . А на мысе Флора можно побывать в отлично сохранившейся судовой рубке 1894 года , её использовали участники нескольких полярных экспедиций.

Последние изменения: 20.04.2014

Видео Земли Франца-Иосифа

Земля Франца Иосифа - это архипелаг островов в Баренцевом море на самом севере России. Всего архипелаг состоит из 192 островов. Мне довелось посетить это место во время экспедиции на Севреный Полюс на борту атомного ледокола «50 лет Победы».
Несмотря на середину лета, уже через день после нашего отхода из порта Мурманска нам начали попадаться льдины.


Совсем скоро отдельные льдины сменились целыми ледовыми полями. Начали попадаться небольшие айсберги.


Именно в этом районе мы встретили первых белых медведей. Это не удивительно. Такое сочетание льда, суши и воды - идеальная среда обитания для этого полярного хищника.


Основная добыча белого медведя это нерпа. Выслеживает он ее в основном по запаху. Очень часто нерпа прячется в вымоинах в толще льда. Показываться на поверхности слишком часто она не рискует. Белый медведь выследив нерпу со всей силы передними лапами пробивает лед и затем пытается вытащить ее наружу. Этот мишка явно опоздал. Кто-то более удачливый уже расправился с тюленем.


Доверяя своему носу, белые медведи способны забираться далеко на север от ближайшей земли. У них нет естественных врагов. Они не социальные животные и предпочитают жить в одиночестве. Единственное исключение – это мамы с маленькими медвежатами. Мать не только кормит медвежонка вначале его жизни, но и защищает от взрослых самцов. Время от времени они нападают на медвежат.


Хотя они способны преодолевать десятки километров по ледяной пустыне, все же излюбленным местом обитания для них является сочетание земли, ледяных полей и открытой воды. Медведи отлично плавают в воде, но лишний раз предпочитают туда не соваться. Мелкие трещины во льду они могут легко перепрыгнуть.


После удачной охоты медведь способен неделями не есть. Поэтому насыщаются они впрок. Только что пообедавшего медведя можно легко узнать по огромному брюху.


Из-за того, что естественных врагов у них нет, медведи довольно любопытны. Конечно, большинство из них предпочитают держаться от атомного ледокола подальше. Все-таки разница в размерах колоссальная. Но некоторые с интересом подходят прямо к борту и пытаются разглядеть, что творится на палубе.


Особенно всех порадовала медведица с совсем маленьким медвежонком. Они кружили вокруг не меньше часа. Это было необычно, поскольку чаще всего, при малейшей опасности самка старается увести малыша подальше.


Здесь же они сами подошли к кораблю и долго кружили по льдинам.


Мы с огромным интересом наблюдали за их взаимоотношениями.


Стараясь получше увидеть, что именно происходит на борту, медведица даже залезла на айсберг.


Мы практически находились на уровне ее глаз. Это было, наверное, самое интересное знакомство с медведями за все время экспедиции.


Кроме белых медведей нам еще попадались моржи. Они менее пугливы, чем нерпы. Хотя взрослый медведь иногда способен на суше справиться и с моржом. В воде же они чувствуют себя вполне безопасно. Часто их лежбища располагаются прямо на больших льдинах.


Тем не менее, при приближении большого корабля чаще всего предпочитают нырнуть в воду. Там им намного комфортнее да и скорость, с которой они плывут, намного больше, чем неуклюжее передвижение по суше.


Крупные самцы все покрыты шрамами от драк со своими сородичами. Каждый большой морж стремится оберегать свой гарем и территорию от назойливых конкурентов. Поэтому им приходится проводить в боях большую часть жизни.


Через два дня пути мы подошли к первым островам архипелага Земли Франца Иосифа. Существование земли восточнее Шпицбергена предсказывали многие ученые. Об этом в свое время говорил еще Ломоносов. Одно из наиболее фундаментальных исследований в этом вопросе было сделано Петром Алексеевичем Кропоткиным. Он даже рассчитал координаты островов. К сожалению, средств на экспедицию не нашли. Поэтому открытие островов было совершено абсолютно случайно. Австро-венгерская экспедиция Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера пыталась найти Северо-Восточный проход, но была затерта льдами недалеко от Новой Земли. Постепенно дрейф вынес их парусно-паровую шхуну к берегам архипелага. Это случилось 30 августа в 1873 году. Поэтому вновь открытая земля была названа в честь австрийского императора Франца Иосифа I.


Экспедиционным лидером в нашем путешествии был знаменитый канадский путешественник Лорри Декстер. Исходя из ледовой обстановки вокруг острова, было принято решение высаживаться на берег вертолетом. Надувные лодки «Зодиак» не могли подойти достаточно близко к месту высадки. Мы должны были сойти на берег в районе мыса Флора на острове Юрия Кучиева. Интересно, что этот остров один из самых молодых на архипелаге. Он был открыт в 2008 году в ходе экспедиции ледокола «Ямал». До этого между островами был перешеек и это было частью острова Нортбрук. Но команда атомохода обнаружила, что перешеек размыло водой. Таким образом, на карте появился новый остров. Его назвали в честь капитана легендарного ледокола «Арктика». Именно под его командованием впервые в истории человечества надводное судно достигло вершины миры - Северного Полюса.
На борту нашего ледокола находился вертолет МИ-8 с экипажем. Обычно такие большие вертолеты не используются для реальной работы в море. Для ледовой разведки достаточно более экономного и меньшего по размерам МИ-2. Однако в нашем случае предполагалась высадка людей и доставка оборудования, поэтому выбор пал именно на этот тип вертолета.


Подобные задания под силу только опытным экипажам. Необходимо не только садится и взлетать с небольшой площадки на корабле, но и грамотно выбрать место для посадки и убедится, что вокруг нет опасности для людей. Во время высадки на берег или лед основной проблемой были белые медведи. Прежде всего надо было убедиться, что их нет поблизости.


Рядом с местом высадки возвышается 300-метровый склон горы. На нем гнездятся тысячи птиц. В основном это кайры и белые чайки. Черные точки вокруг вертолета - это как раз птицы в воздухе.


Первыми на берег высаживаются люди, обеспечивающие безопасность остальной группы. Охота на белого медведя запрещена по закону. И хотя они вооружены, но пули используются для того, чтобы отпугивать зверя. На поражение никто не стреляет. Для того, чтобы исключить рикошет используется стальной сердечник. Таким образом, можно стрелять по камням и отогнать медведя. Кроме этого есть светошумовые гранаты.


Место нашей высадки - мыс «Флора». В этом месте неоднократно высаживались арктические экспедиции. Впервые здесь перезимовал экипаж британской яхты «Эйра» под командованием Бенджамина Ли Смита. Его судно было затерто во льдах недалеко от этого места. Исследователи сумели построить хижину из подручных материалов и перезимовать на острове. С наступлением весны, они на четырех шлюпах добрались до Новой Земли, где их и подобрало английское судно, высланное на поиски.


Британский полярный исследователь и географ Фредерик Джексон основал здесь стационарную базу во время экспедиции по изучению Земли Франца Иосифа. 17 июня 1896 года именно к этой базе вышли норвежские исследователи Фритьор Нансен и Яльмар Йохансен после своей неудачной попытки достичь Северного Полюса.


Останавливались в этом месте экспедиции американца Уолтера Уэллмана на пароходе «Фритьоф», а также герцога Арбуцци на «Стелла Поларе».


Многие полярные экспедиции использовали запасы бурого угля, месторождение которого есть на острове. Интересно, что Седов во время зимовки у соседнего острова на шхуне «Святой мученик Фома», ничего об этом не знал. Они отчаянно нуждались в топливе и разобрали для этого деревянные постройки базы.


Это лишь небольшая часть истории арктических исследований в этом регионе. Официально архипелаг был объявлен российской территорией во время экспедиции Исхака Ибрагимовича Ислямова в поисках Седова в 1914 году. Именно тогда здесь был поднят российский флаг.


Не меньше истории поражаешься в этом месте красоте северной природы. Лето здесь короткое, но очень яркое. Всюду под ногами разноцветный мох, покрытый цветами. Стоит лишь наступить на этот ковер и сразу проваливаешься в воду по колено.


Постоянно слышно не смолкающий птичий гам. Окрестные скалы облюбовали тысячи кайр и чаек.


Они гнездятся буквально везде на этих базальтовых скалах. Только ледники свободны от птичьих поселений.

Заходят сюда и белые медведи. На островах также встречается песец, морж, нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, нарвал и белуха. Немного южнее в море можно встретить касаток. Но в это посещение нам не довелось увидеть никаких животных. Только старые кости.


Назад мы летели одним из последних вертолетов. Хотелось как можно дольше погулять по острову и полюбоваться местными красотами. И надо сказать, что это нам удалось в полной мере.


Практически сразу после взлета мы почувствовали сильную вибрацию. Вертолет вначале резко потерял высоту, а затем с набором ушел на разворот за соседний мыс. Я сидел в хвосте и слышал как сильно скрипела хвостовая балка.


Через некоторое время мы сели на площадку и стало ясно, что на взлете мы лопастью попали по одной из многочисленных кайр. Из-за этого законцовка пропеллера деформировалась.


Было принято решение перевезти всех на спасательных ботах с другой стороны бухты. Там была свободная ото льда береговая линия. После эвакуации всех людей с острова, экипаж вертолета самостоятельно попытается перелететь на борт ледокола.


Таким образом, нам выпала «замечательная» возможность вволю налюбоваться красотами острова во время этой высадки. Впрочем, переход не был уж очень длинным. Большая часть пути пришлась на возвышенность поэтому идти было сравнительно легко.


Спасательный бот медленно подходил к берегу, промеряя глубины, чтобы ненароком не повредить винт.


А уж затем в несколько рейсов нас и оборудование перевезли на борт корабля.


Несмотря на насыщенный событиями день, поспать в эту ночь нам так и не удалось. В это время года солнце не уходит за горизонт, поэтому постоянно светло. Проходя вблизи остальных островов архипелага, мы постоянно встречали белых медведей. Ну как тут можно упустить такую возможность познакомится ближе с дикой природой Арктики?


Второй раз рядом с островами Земли Фраца Иосифа мы побывали на обратном пути, возвращаясь с Северного Полюса.


Прежде всего мы подошли к базальтовой скале Рубини. Она названа в честь знаменитого итальянского тенора и интересна своим огромным птичьим базаром.


Благодаря вулканическому происхождению берег вокруг скалы очень крутой. Поэтому даже такое огромное судно, как наш атомный ледокол, способно подойти к ней практически вплотную. Это очень впечатляющее зрелище. Для того, чтобы руководить такой деликатной операцией, на носу находится один из матросов с переносной рацией. Он постоянно сообщает расстояние до скалы и тенденцию движения.

Базальтовые склоны острова все усеяны птицами. Также интересно наблюдать за структурой скалы, которая кажется собранной из отдельных ровных столбиков.


Но главной целью нашего повторного захода была бухта Тихая на острове Гукера. Именно здесь в 1929 году была открыта первая на архипелаге советская научно-исследовательская станция.


К сожалению, к моменту нашего посещения на станции уже несколько лет никто не жил. Все строения на территории были законсервированы и единственными жителями здесь были разве что полярные медведи. На борту нашего ледокола находились члены первой за все это время экспедиции на этот остров. Они должны были высадится на берег и оценить возможность восстановления этой полярной базы. Перед высадкой их больше всего волновал вопрос наличия незваных гостей из числа мишек. Поэтому все время перед отправкой на берег они внимательно изучали берег и строения в бинокль. Из-за льда подойти к берегу на лодках не представлялось возможным. Поэтому высадку осуществляли опять вертолетом. За время похода на Полюс корабельные механики сумели починить законцовку и МИ-8 снова был готов к полетам. Остальные пассажиры на остров не высаживались. Видимость в это день, к сожалению, была не очень хорошая. Поэтому как только чуть-чуть распогодилось все немедленно погрузились в вертолет и перелетели на остров.


Таким получилось мое посещение Земли Франца Иосифа во время экспедиции на Северный Полюс.
Источник -