Дизель электрические подводные лодки типа 209. Турецкий подводный флот - безраздельный властелин глубин черного моря

10 января 2011 года Турция подписала соглашение о займе в сумме 2,19 млрд евро (2,9 млрд дол) с целью финансирования программы строительства шести подводных лодок.


Еще в 2009 году Стамбул подписал с «Ховальдсверке-Дойче Верфт Гмбх» (подразделение «ТиссенКрупп мэрин системз AG») и «Мэринфорс интернэшнл LLP» (MFI) контракт, предусматривающий поставку комплектов для строительства 6 НАПЛ «Тип-214» с воздухонезависимой главной силовой установкой.

Строительство НАПЛ будет проводится на военно-морской судоверфи «Гельджук» в районе Измита (Турция), под управлением сформированного HDW и MFI консорциума. Ранее данная верфь построила 11 подлодок «Тип-209» для ВМС Турции. Планируется, что первая подводная лодка «Тип-214» будет поставлена турецким ВМС в 2015 году.

Современный подводный флот ВМС Турции

В настоящее время в составе подводного флота Турции есть 6-ть ПЛ немецкого проекта 209/1200 типа "Атылай" (постройки Howaldtswerke-Deutsche Werft, HDW). Они поступали на флот с 1975 года по 1989 год.

Тактико-технические характеристики проекта 209/1200

Водоизмещение: 990 т - надводное и 1200 т – подводное;

Длина - 56 м;
Ширина - 6 м;
Осадка - 5,5 м;
Дальность плавания - до 5000 миль при скорости 8 уз.;

Одновальная энергетическая установка корабля состоит из четырех дизель-генераторов (ДГ) мощностью по 1000 л.с. каждый, и главного гребного электродвигателя (ГЭД) мощностью в 5000 л.с.;

Вооружение состоит из восьми 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом до 20 торпед;

Экипаж - 33 человека.

По турецкой программе модернизации флота, до 2015 года, все «Атылаи» пройдут на турецких верфях перевооружение, их оснастят ракетами класса «корабль-корабль» типа «Гарпун», которыми можно будет выстреливать из торпедных аппаратов.

У турецких ВМС есть 8 ПЛ проекта 209/1400 типа "Превез". Их строили на турецких верфях по немецкому, хотя и усовершенствованному проекту. Вступили в строй с 1994 года по 2007 год.

ТТХ ПЛ проекта 209/1400 типа "Превез"

Водоизмещение - до 1464/1586 т;

Наибольшая надводная скорость - 10, подводная - 22 узла;

Длина - 62 м, ширина - 6,2 м;

Осадка в 5,5 м;
Дальность плавания - 5000 миль, но при вдвое меньшей скорости хода, т.е. всего в 4 уз.;

Энергетическая установка на подводных лодках типа "Превез" состоит из четырех ДГ MTU 12V396 SB83 по 900 л.с. и одного ГЭД мощностью в 4000 л.с.;

Экипаж - 35 человек;

Вооружение: 8-мь 533-мм ТА и боекомплект торпед Mk37 на "Превез" снижен до 14 ед., ради размещения на борту лодки еще 6-8 ПРК «Гарпун» или полной замены ее торпедного боезапаса ракетным, позволяющим производить стрельбу из торпедных аппаратов.

Лодка еще менее шумная, чем «Атылай», а за счет малых габаритов так же трудно обнаруживаема. Малая же автономность и небольшая подводная скорость турецких лодок компенсируются повышающейся боевой эффективностью из-за ввода в боекомплект противокорабельных ракет «Гарпун». Минус в этом вооружении в том, что Анкара полностью зависима в технологическом плане от США: ракеты, контейнеры, испытательное и вспомогательное оборудование, запчасти, техническую документацию по ПКР всё из Штатов. Пентагон продолжает обучение турецкого флотского персонала, техническую поддержку ракет UGM-84L и выполнение другие задач по материальному обеспечению ПКР. «Превезы» также планируют улучшать, например: они получат возможность устанавливать минные заграждения.

Постепенно 6 подводных лодок типа "Атылай", будут заменены 6-ю НАПЛ с воздухонезависимыми энергетическими установками проекта 214/1500 немецко-британского консорциума HDW - MFI. Это произойдет в промежуток между 2015 – 2025 годами.

ТТХ проекта 214/1500

Длина - 63 м;
Ширина - 6,3 м;
Подводное водоизмещение 1700 т.;
Максимальная скорость в подводном положении будет составлять не более 20 уз.;
Численность экипажа уменьшится до 27 человек;
Количество торпедных аппаратов – 8, они будут использоваться для стрельбы торпедами, ракетами подводного старта и для осуществления минных постановок.
Лодка способна нырять на глубину до 400 м.

Конструкция двигателей и специальное покрытие корпуса подводной лодки снизят уровень ее шумов, улавливаемых гидроакустикой. ПЛ будут построены на турецких верфях, модульный принцип ее конструкции будет способствовать дальнейшей модернизации этой лодочной серии уже турецкими кораблестроителями.

Такая численность и состав позволяют Анкаре полностью контролировать район проливов Босфор и Дарданеллы, весь Черноморский бассейн. Турецкое командование предусмотрело такой план модернизации стоящих на вооружении ПЛ и ввода в строй новых ПЛ, что позволяет держать в боевой готовности одновременно не менее 13-14 НАПЛ. Они могут выйти в море и нанести торпедный или ракетный удар по противнику.

Для поддержки ПЛ, в плане спасательных работ, строится серия из 4-х специальных судов MOSHIP (дословно – материнский корабль, матка), предназначенных для проведения поисково-спасательных операций спасения экипажей и вышедших из строя, поврежденных или затонувших на глубине до 600 м подводных лодок. Турецкое командование считает, что для проведения успешной спасательной операции новому судну-матке достаточно максимум 72 часа, чтобы поднять на поверхность команду потерпевшей кораблекрушение лодки или обеспечить живучесть лежащей на грунте (дрейфующей) субмарины на время, за которое экипаж со специалистами MOSHIP справится с неисправностями. Судно сможет в течении 2-х суток достичь любой точки в зонах оперативной ответственности ВМС Турции в Черном море или Средиземном море. Судно MOSHIP в избытке располагает средствами для декомпрессии и аварийной рекомпрессии. В частности, в его барокамере, рассчитанной на 32 человека, помещается практически вся команда подводных лодок проектов 209/1400 или 214. Кран с телескопической стрелой грузоподъемностью 35 т способен принимать грузы на кормовую палубу судна площадью 314 кв. м при волнении моря до 6 баллов.

ТТХ судна MOSHIP

Дальность плавания до 4500 миль (при 14 уз.);
Максимальную скорость хода - до 18 узлов;
Длина спасательного судна по ватерлинии - 82,5 м;
Ширина - 20,4 м;
Осадка - 5,0 м;
Водоизмещение - 4500 т.

Учитывая печальное состояние подводных сил других государств в Черном море: так у Грузии и Абхазии ПЛ нет, у Болгарии 1 ПЛ (1973 года постройки, на грани списания), Румыния 1ПЛ (тоже скоро будет списана, перспектив появления новых ПЛ нет), Украина 1 ПЛ (тоже в практически небоеспособном состоянии, в непрерывном ремонте), Россия 2 ПЛ («Алроса», «Князь Георгий» - его планируют списать). Правда Черноморский флот обладает 3-мя большими противолодочными кораблями и 7-ю малыми, что несколько укрепляет его позиции. Подводный флот Турции обладает подавляющим превосходством в Черном море.

Прозвучали обещания укрепить Черноморский флот новыми фрегатами, корветами, артиллерийскими кораблями и НАПЛ. Но надо помнить, что Турция далеко ушла в развитии своего подводного флота. Чтобы Черноморский флот мог поспорить на тему «Кто хозяин моря», необходимо вводить в строй ЧФ не менее 1 ПЛ в год (лет 15-20) , при этом не списывая старые. Это учитывая то, что ЧФ должен и в Средиземном море ответить на вызовы эпохи.

Германия

Тактико-технические характеристики

Тип 209/1200
Водоизмещение: надводное 1185 т., подводное 1290 т.
Размерения: длина 56 м (183 фута 9 дюймов); ширина 6,2 м (20 футов 4 дюйма); осадка 5,5 м (15 футов 1/2 дюйма.
Силовая установка: четыре дизель-генератора «MTU-Сименс мощное ью 3730 киловатт 5000 л.с.) и электродвигатель Сименс мощностью 2685 киловатт (3600 л.е.), один вал.
Скорость: надводного хода 11 уз. и подводного хода 21,5 уз.
Глубина погружения: рабочая 300 м (985 футов) и предельная 500 м (1640 футов).
Торпедные аппараты: восемь носовых 533-мм (21-дюймовых) для 14 (типовой боезапас) противокорабельных и противолодочных торпед AEG SST Mod 4 или AEG SUT .
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей «Калипсо», ГАС CSU 3, ГАС DUUX 2С или PRS 3, комплект аппаратуры РЭР, информационно-управляющая система обеспечения торпедной стрельбы «Сепа» Мк 3 или «Синбад М8/24.
Экипаж: 31-35 человек.

В 1962 г. конструкторское бюро IKL начало исследования по дальнейшем; развитию проекта лодок типа 205. Лодки нового типа 206 из высокопрочной немагнитной стали предназначались для использования в прибрежных водах и соответствовали предусмотренным для Западной Германии договорными обязательствами ограничениям тоннажа. На лодках были использованы новые схемы обеспечения безопасности экипажа, а вооружение было рассчитано на применение управляемых по проводам торпед.

После того как окончательно был утвержден проект, в 1966-1968 гг. было проведено производственное планирование, а в следующем году был выдан первый заказ на строительство лодок (всего на 18 единиц). К 1975 г. все лодки от U-13 до U-30 находились в составе действующего флота. В последующем этот тип был оснащен двумя внешними стекпопластиковыми контейнерами общей вместимостью 24 мины в дополнение к стандартному торпедному вооружению. С 1988 г. 12 лодок прошли модернизацию, включавшую установку новой электронной аппаратуры и торпедного вооружения, и получили новое обозначение тип 206А. В середине 1960-х гг. конструкторское бюро IKL разработало для внешнего рынка новую лодку типа 209. Разрабатывавшиеся как океанские, подводные лодки типа 209 из-за относительно небольшой длины корпуса могли успешно применяться и в прибрежных водах. Тип 209 завоевал такую известность, что были построены или заказаны 50 единиц для зарубежных партнеров.


Основные модификации
Шесть главных вариантов типа 209:
— первоначальный 54,3-метровый тип 209/1100 (длина 178 футов 1 дюйм, водоизмещение надводное 960 т и подводное 1105 т);
— 56-метровый тип 209/1200 (длина 183 фута 9 дюймов, водоизмещение надводное 980 т и подводное 1185 т);
— 59,5-метровый тип 209/1300 (длина 195 футов 2 дюйма, водоизмещение надводное 1000 т и подводное 1285 т);
— 62-метровый тип 209/1400 (длина 203 фута 5 дюймов, водоизмещение надводное 1454 т и подводное 1586 т);
— 64,4-метровый тип 209/ 1500 (длина 211 футов 4 дюйма, водоизмещение надводное 1660 т и подводное 1850 т);
— меньших размеров прибрежный 45-метровый тип 640 (длина 147 футов 7 дюймов, водоизмещение надводное 420 т и подводное 600 т).


Лодки закупили следующие страны: Греция (четыре типа 209/1100 и четыре типа 209/1200), Аргентина (две типа 209/1200), Перу (шесть типа 209/1200), Колумбия (две типа 209/1200), Южная Корея (девять типа 209/1200), Турция (шесть типа 209/1200 и восемь типа 209/ 1400, большинство из которых было построено на турецких верфях с помощью Германии), Венесуэла (две типа 209/1300), Чили (две типа 209/1400), Эквадор (две типа 209/1300), Индонезия (две типа 209/1300, еще четыре заказаны, постройка последних, возможно, не будет реализована), Бразилия (пять типа 209/1400), Индия (четыре типа 209/1500 и две в стадии рассмотрения заказа). Южная Африка (три типа 209/1400) и Израиль (три типа 640). Каждая страна определяла параметры оснащения и численность экипажа в зависимости от своих финансовых возможностей.

Во время фолклендской войны подводная лодка типа 209/1200 «Сан Луис» (San Luis) ВМС Аргентины трижды безуспешно проводила торпедные атаки против кораблей британского оперативного соединения, но обнаружила свое присутствие, что заставило командование группировки ВМС Великобритании привлечь значительные корабельные силы и авиацию для ее поиска.


ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИП 209 (ГЕРМАНИЯ)

SUBMARINES OF THE TYPE 209 (GERMANY)

13.04.2019


11 апреля 2019 года на индонезийском государственном судостроительном предприятии РТ PAL в Сурабае после неоднократных отсрочек состоялся спуск на воду первой построенной в Индонезии дизель-электрической подводной лодки Alugoro (бортовой номер «405»). ‏Строительство лодки ведется РТ PAL для ВМС Индонезии при содействии южнокорейской корпорации Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) по ее проекту DSME1400 (модифицированный германский проект 209/1200). На церемонии спуска лодки присутствовали министр обороны Индонезии Рямисард Рьякуду и начальник штаба ВМС Индонезии адмирал Сиви Сукма Аджи.
Постройки подводной лодки Alugoro (бортовой номер «405») по контракту 2011 года на индонезийском предприятии РТ РAL в Сурабае, то оно было начато только в 2016 году, и велось относительно невысокими темпами, хотя 80 % стоимости лодки импортируется. Спуск лодки на воду был первоначально намечен на октябрь 2018 года, но неоднократно переносился. Уже намеченная на 28 февраля 2019 года церемония спуска также была перенесена. Сейчас официально ввод Alugoro в строй планируется не ранее 2021 года.
https://bmpd.livejournal.com

В 1967 году Кильская верфь Kieler Howaldtswerke (впоследствии Howaldtswerke-Deutsche Werft AG) подписала первый контракт на поставку 4 подводных лодок приблизительно в 1000 тонн водоизмещением, для ВМС Греции.

К началу 1970-х за Грецией последовали многие страны, нуждавшиеся в замене лодок постройки Второй Мировой войны. В 1969 году заказ разместила Аргентина, в 1970 Перу и Колумбия, в 1971 Турция, в 1972 году Венесуэла.

Предложенный конструкторским бюро Ingenieur Kontor Lübeck проект, на основе предыдущего типа 206, получил обозначение нем. Typ 209. По требованиям заказчиков в него стали вносить изменения, в основном в части размеров и вариантов торпедного вооружения.

Лодка имеет однокорпусную конструкцию. Прочный корпус толщиной 32 мм из высокопрочной маломагнитной стали HY 80 с пределом текучести 80 psi (56,2 кг/мм²) обеспечивает рабочую глубину 200 м, расчетную 500 м. Прочный корпус цилиндрический в средней части и конический в оконечностях. Разделен водонепроницаемыми переборками на 3 отсека: I - торпедный, жилой и центральный пост, II - вспомогательных механизмов и пост энергетики и живучести (ПЭЖ), III - дизель-генераторов и гребного электродвигателя (ГЭД). Лёгкий корпус уплощенный с бортов в носу и веретенообразный в корме. Надстройка выполнена вгладь с обшивкой корпуса, доведена до 98 шпангоута (примерно 80 % длины лодки).

Все ТА и боезапас размещены в I отсеке (торпедопогрузочный люк отсутствует). Там же находятся каюты экипажа и центральный пост (ЦП). Прочная рубка над ЦП состоит из цилиндрическаой (нижняя) и конической (верхняя) секций. Не имеет боевых постов, предназначена только для входа/выхода в ЦП. Выдвижные устройства расположены вне прочной рубки. В носовой части, в районе 15-19 шп., находится носовой входной люк. В трюме отсека размещены привода носовых горизонтальных рулей (НГР), носовая группа аккумуляторной батареи (АБ), балластные и топливные цистерны. У серий 1400, 1500 отсек разделен легкой переборкой на торпедный/жилой и центральный пост.

Во II отсеке, наименьшем по размерам, находится главный распределительный щит (ГРЩ), раздаточные колонки воздуха высокого давления (ВВД), воздуховод дизелей и вспомогательные механизмы, а также некоторые вспомогательные цистерны.

III отсек содержит 4 дизель-генератора и ГЭД. В кормовой части - привода рулей, главный упорный подшипник и валопровод гребного винта. У носовой переборки отсека находится кормовой входной люк. В трюме размещены кормовая группа АБ, балластные и топливные цистерны. У серий 1400, 1500 отсек разделен легкой переборкой на дизельный и электромоторный.
[править]Энергетическая установка

Энергетическая установка одновальная, дизель-электрическая, с полным электродвижением.
Дизель-генераторы MTU 12V 396 SB83 4×1250 л.с./4×900 кВт, - для зарядки аккумуляторных батарей (АБ) в режиме РДП или в надводном положении.
Аккумуляторные батареи серебряно-цинковые, высокой ёмкости, разделены на две группы по 240 элементов, в I и III отсеках.
Гребной электродвигатель, работающий от АБ или от дизель-генератора через ГРЩ.

Для снижения шумности все механизмы установлены на изолированные от корпуса демпфирующие опоры и фундаменты.

Лодки типа 209 строятся в 5 сериях, несколько отличающихся размерами и ТТХ. Серии обозначаются по надводному водоизмещению. Например, лодки второй серии обозначаются «тип 209/1200». К 2008 году построено: 8 единиц серии 1100, 26 серии 1200, 8 серии 1300, 15 серии 1400 и 4 серии 1500. Заказы на еще 3 лодки отменены.

По данным западных источников, лодка типа 209 во второй половине XX века была практически идеальна для прибрежных действий позиционным способом. Малая шумность и скромные размеры делают ее крайне трудной для обнаружения на мелководье. Так, во время Англо-аргентинского конфликта, аргентинская San Luis полностью избежала обнаружения. Установленное вооружение позволяет борьбу как с надводными кораблями, так и с подводными лодками. С другой стороны, малая подводная скорость и малый запас хода не позволяют лодкам типа 209 преследовать обнаруженные цели. А с появлением новых воздухонезависимых двигателей дизель-электрические лодки, в том числе типа 209, со временем устареют морально.

Тип корабля патрульная ДПЛ
Обозначение проекта Тип 209
Разработчик проекта Ingenieur Kontor Lübeck (IKL)
Классификация НАТО SSK Type 209
Скорость (надводная) 11,5 узловСкорость (подводная) 21,5 узловРабочая глубина погружения 200 метров
Предельная глубина погружения 280 метров
Автономность плавания 50 суток
Экипаж 30 чел (8 офицеров)Стоимость около $ 200 млн. (после модернизации)

Размеры
Водоизмещение надводное 1454 тоннВодоизмещение подводное 1586 тоннДлина наибольшая (по КВЛ) 61,2 метраШирина корпуса наиб. 6,25 метраСредняя осадка (по КВЛ) 5,5 метровСиловая установка

4 дизель-генератора в составе 4 дизеля MTU 12V 396 SB83 — 4×1250 л.с. и 4 генератора — 4×900 кВт1 гребной электродвигатель 4000 л.с., 1 гребной вал

Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 8 носовых ТА калибра 533 мм, запас 14 торпед; или до 24 мин
Ракетное вооружение Возможна установка ПКР «Sub Harpoon»

С конца 1960-х годов, тип 209 был самым успешным экспортным типом подводных лодок в мире. Он же послужил основой для последующих типов: 212 и 214 (также известен как «тип 209PN»). Покупателей привлекает сочетание высоких ТТХ (малошумность, хорошее вооружение) и невысокой цены (один из контрактов 2006 г на три единицы называет цены менее $300 млн. за лодку). Израиль заказал собственные лодки типа «Дольфин», взяв 209 за прототип, с обширными модификациями и расширенными возможностями. Еще одним признаком успеха является строительство по лицензии в других странах (Южная Корея). Всего уже построена 61 субмарина, таким образом, заложенная типом 209 тенденция имеет хорошие шансы на продолжение.

Поддержать