Церковь троицы. Церковь троицы в никитниках

Храм Святой Троицы в Никитниках - уникальное строение, которое может претендовать на одну из красивых церквей Москвы. Гуляя улицами Москвы, невозможно не восторгаться архитектурой церкви Троицы Живоначальной, которая является единственной достопримечательностью самого короткого переулка в столице, Никитникова. Старомосковская святыня буквально спрятана среди современных новостроек.

Исторические сведения

До 1626 года на месте Троицкого храма стояла Никитская церковь, которая сгорела, но икона святого Никиты была спасена.

Купец Григорий Никитников увековечил свое имя в названии московского переулка тем, что в 1628 году начал строительство каменный Троицкий храм. Почти четверть века строительство то начиналось, то прекращалось, менялись декоративные украшения, вносились изменения во внутреннюю отделку.

Храм Святой Троицы в Никитниках, Москва

Параллельно с возведением церкви Святой Троицы купец позаботился и о своем семействе, построив семейную усыпальницу в домовой церкви, которая расположилась в южном престоле великомученика. Никиты. Церковный подклет одновременно служил хранилищем для купеческих товаров. Из домовой церкви попасть в храмовое помещение можно было по специальному переходу.

Благодаря многофигурной, динамичной росписи, сделанной по рисункам Святого Писания голландского художника Бохта, которая создавалась лучшими специалистами своего дела из Оружейной палаты, началось новое направление в русском церковном зодчестве.

Художники Иосиф Владимиров и Симон Ушаков написали шедевры икон, которые украсили местный иконостас. Уникальная картина «Древо государей Российских» стала местной достопримечательностью.

Фрески Симона Ушакова в интерьере верхнего храма Троицкой церкви

Со времени постройки шедевра русского зодчества в дизайне многих московских церквей появились шатровые пристройки, крылечка, колокольни, с декорированными наличниками окон. Если внимательно присмотреться к фасадному окну, выходящему в переулок, можно увидеть уникальную резьбу, на которой изображены попугаи.

Декор Троицкой церкви перекликается с еще одним шедевром зодчества, московским Теремным дворцом, построенным в Кремле в 1636 году. У историков возникали предположения, что именно царские мастера были приглашены на строительство нового храма.

Интересно! До 1926 года Никитников переулок называли Грузинским, хотя с Грузией он не имеет ничего общего. Это название закрепилось за переулком благодаря Грузинской иконе Богородицы, ставшей святыней церкви. Список чудотворного образа был написан в 1654 году в память об избавлении Москвы от моровой язвы.

1871 год едва не стал последним годом существования красавицы-церкви, когда на ее месте было решено возвести торговые здания. Торговый комплекс вырос в 1901 году, закрыв своим видом шедевральную постройку XVII века, но это не повредило храму.

Через три года после революции храм закрыли, но не снесли и не разрушили, признав в нем архитектурный памятник культуры первого порядка.

Интерьер нижнего храма Троицкой церкви

Через 14 лет в 1934 году здесь стал работать Государственный исторический музей, затем музей художника, создавшего уникальные шедевры для церкви в Никитниках, Симона Ушакова, с 1963 года здесь работали выставки, демонстрирующие древнерусскую живопись.

Возрождение прихода началось в 1999 году и только через девять лет храм вернули Православной Церкви.

Святыни Троицкой церкви в Никитниках

Жители Москвы и гости города приходят в Троицкий храм поклониться около икон Божьей Матери:

  • «Владимирская»;
  • «Благовещение»;
  • «Грузинская»;
  • «Благодатное небо»;
  • «Казанская» и другие.

Престольные праздники

Троицкий храм в Никитниковом переулке имеет несколько престолов. Каждый из них отмечает престольный праздник, на который собирается множество прихожан.

  • Грузинский престол 4 сентября почитает основную святыню Троицкой церкви, Грузинскую икону Богородицы.
  • Весной, 21 мая и зимой, 9 декабря прихожане собираются на праздник чествования памяти Иоанна Богослова.
  • 28 сентября благодарные потомки чествуют день памяти Никиты Готфского.
  • 22 мая, весной, и зимой, 19 декабря - праздник почитания Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Богослужение в храме Живоначальной Троицы в Никитниках

Особенно людно в храме в День Святой Троицы, который венчает пасхальные праздники. Этот праздник отмечается на пятидесятый день от Дня Воскресения Господнего, светлого праздника Пасхи.

Вечернее богослужение перед Троицей открывает престольный праздник. Во время вечерней службы идет чтение умилительных молитв Василия Великого, в это время христиане исповедуют грехи и просят помилования, дарования Духа Святого, вспоминая в молитвах усопших близких.

Интересно! На пятидесятницу храм украшается зелеными ветвями и цветами, прихожане так же стоят на богослужении с цветочными букетами.

В помощь паломникам

Проще всего добраться до Троицкой церкви в Никитниках на метро. На карте следует найти остановку Китай-город, которая находится на Старой площади, а там пройти в Никитников переулок, дом 3. Храм уникальной архитектуры виден сразу.

Храм Святой Троицы открыт ежедневно с 10.30 утра до 15.30.

Накануне христианских праздников в 17.00 начинается всенощное бдение, по воскресным и праздничным дням в 9.00 звучит литургия.

Все желающие исповедоваться, могут это сделать после всенощного служения или перед литургией.

Каждую среду в 17.00 - молебен с чтением акафиста Богородице и святому лику «Грузинская».

Храм Троицы Живоначальной в Никитниках

Э нциклопедией дивного узорочья называют искусствоведы церковь св. Живоначальной Троицы в Никитниках, построенную и украшенную в 1630-60-х гг. несколькими поколениями купеческой семьи Никитниковых. Внутри она расписана лучшими мастерами Оружейной палаты: Яковом Казанцом, Симоном Ушаковым, Осипом Владимировым и Гаврилой Кондратьевым. Про историю и внешнее убранство храма я подробно рассказываю на . А вот попасть внутрь, чтобы увидеть его великолепные интерьеры, теперь очень сложно. В советское время в здании церкви работал Музей архитектуры и живописи XVII в. (филиал ГИМ). Но с 2007 г. оно полностью принадлежит московской патриархии, а с 2012 г. еще и попало в режимную зону Управления делами Президента РФ. Приход допускает граждан в верхний храм либо по главным церковным праздникам, либо группами по предварительной договоренности платно. ФСО пропускает к храму через КПП по одним ей известным законам. Организовать гарантированное посещение Троицкой церкви в таких условиях можно только виртуально.

В настоящее время в храме 5 приделов:











св. Живоначальной Троицы вмч. Никиты Воина свт. Николая Чудотворца ап. Иоанна Богослова Грузинской иконы Божией Матери

Ц ерковное крыльцо в виде шатрового рундука на массивных столбах с висячими белокаменными гирьками и лестница на ползучей арке ведут на западную галерею.

П ройдя галерею, входим в трапезную главного храма через перспективный полуциркульный портал с массивными железными дверями и коваными решетками. На дверях преобладают изображения птицы Сирин и павлина – церковных символов христианской души и рая. Но есть и языческие символы. Т.е. двери представляют рай, изображенный народными мастерами сказочным миром.


В левом углу трапезной невысокая дверь в полутемную трапезную придела свт. Николая Чудотворца. В Никольском приделе сохранился «Спас Нерукотворный» кисти С.Ф. Ушакова (1658).


А прямо широкий и невысокий полуциркульный резной белокаменный портал ведет в главный храм. Над ним – ушаковский образ Спасителя «Великий Архиерей» (1657).


Н а полу зала плиты из мраморовидного известняка. С потолка свисают 2 медных посеребренных паникадила, над которыми парят орлы с распростертыми крыльями (царский вклад в храм).


В зале 2 деревянные открытые многоугольные беседки с подъемными лавками внутри. Их резные подзоры с херувимами поддерживают точеные столбики. Нижняя часть украшена полуколонками, а основанием является помост с двумя ступенями. Это переносные клиросы, служившие местами для почетных посетителей.

Д вухсветное пространство зала сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи. Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные, красочные бытовые картины.


П од сводами в стены заложены 2 ряда голосников (своды апсид наполнены ими сплошь) - обожженных горшков, расположенных отверстиями к внутренней поверхности стены. Они нужны для подавления отголоска или отражения звука, а не для его усиления.

Г лавное украшение храма – старинный резной 5-ти ярусный иконостас с очень прочной позолотой. Его завершает ряд гладких кокошников с восьмиконечными крестами, чередующихся с золочеными херувимами. В верхних ярусах иконостаса: праотеческом, пророческом, праздничном и Деисусном (деисисном) - иконы «строгановского письма». Иконы местного ряда написаны ведущими мастерами Оружейной палаты. Слева от царских врат «Благовещение с акафистом» (12-ю клеймами, иллюстрирующими песни, прославляющие Богоматерь) 1659 г. работы Якова Казанца, Симона Ушакова и Гаврилы Кондратьева. Молодым «знаменщиком» Ушаковым на ней написаны только лики. Композицию, очевидно, придумал Казанец. Справа предпоследняя икона - «Сошествие Святого Духа на апостолов» с Богоматерью в центре композиции кисти Осипа Владимирова. Передана в Третьяковскую галерею написанная для этого храма знаменитая ушаковская икона Владимирской Божией Матери («Насаждение древа Государства Российского»). В иконостасе ее копия. Над местным рядом им же написаны сочетанием темперы и масляных красок 9 круглых медальонов с оплечными изображениями учителей Вселенской церкви.


В левой стене зала посередине высокий резной белокаменный прямоугольный портал ведет в придел свт. Николая Чудотворца. А справа от иконостаса высокая белокаменная пятилопастная арка – вход в придел вмч. Никиты Воина.


В его предалтарном помещении хорошо сохранился паркет XVII в. из толстых сосновых колод. Праотеческий ряд миниатюрного 5-ярусного иконостаса из-за низкого свода немного наклонен. Праздничный ярус необычно заполнен иконами церковных праздников «Цветной триоди» (периода от Пасхи до Духова дня): «Исцеление расслабленного», «Преполовение», «Беседа с самарянкой» и др. Одна из икон - «Исцеление слепого» - написана Осипом Владимировым с нарушением канона по образцу голландской гравюры. В местном ряде чтимая древняя икона вмч. Никиты Воина с 14-ю житийными клеймами.


З десь же фамильный характер придела подтверждает написанная до 1648 г. патрональная икона «Богоматерь «Благодатное небо» с коленопреклоненными преподобными Георгием Хезовитом и Андреем Критским, тезоименными устроителям храма. А на групповом портрете людей в светской одежде без нимбов, как считают исследователи, изображено все семейство Никитниковых.

В первые в московской архитектуре шатровую колокольню этой церкви поставили над северо-западным углом галереи, соединили с церковью лестницей и разместили в ее подклете придел ап. Иoaнна Богослова.


Е го стены расписаны сценами из Апокалипсиса в своеобразной трактовке.



П одвалы под церковью изначально служили складами купеческих товаров. Но в 1904 г. там устроили нижний храм с приделом во имя Грузинской иконы Божией Матери. В нем теперь преимущественно и проводят богослужения.

И спользованы фотографии из коллекции И.Ф. Барщевского и путеводителя, изданного храмом; работы художников Ольги Дреминой и Дмитрия Сузюмова.

Нравится

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) - эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

В сторону Ильинки от Варварки тянется закрытый сейчас для «посторонних» Ипатьевский переулок с Церковью Живоначальной Троицы в Никитниках. Место это долго не застраивалось и называлось «Глинищи» из-за глинистой почвы.

По царскому указу в 1622 году приехал в Москву и обосновался в Китай-городе успешный ярославский купец Григорий Леонтьевич Никитников. Рядом с его двором располагался деревянный храм святого мученика Никиты на Глинищах, сгоревший в 1626 году. Но сохранилась местная храмовая икона второй половины XVI века с изображением мученика Никиты Готского в воинском одеянии и его житием.

Св. Никита принял крещение от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе со знаменитым Вульфилой он участвовал в распространении христианства среди готов и воевал в войсках вождя Фритигерна против гонителя христиан Атанариха.

После возвращения к власти Атанариха Никита был подвернут истязаниям и казнен через сожжение в 372 году. Согласно житию, огонь не опалил тело мученика. Некий праведник и друг Никиты Мариан сначала спрятал, а потом похоронил в своем доме его тело, за это его дому было ниспослано богатство.

Так же существовало поверье, что каждый дом, в котором почитали память Никиты-воина, получит богатство и изобилие. Можно предположить, что такая легенда привлекала Григория Никитникова. Да и «фамилия» его была созвучна с именем святого. Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко, то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы.

Но как бы там ни было в 1628-1634 гг. на средства этого купца Никитникова на месте сгоревшей деревянной церкви была построена новая в камне, которая дошла до нас в первоначальном виде.

Один придел Церкви Живоначальной Троицы, в подклете, был освящен во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.

Образ Грузинской иконы считался чудотворным. Ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654г. Это был список иконы, которую персидский шах Аббас, завоевавший Грузию в 1622г., продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.

В советское время храм был передан Государственному историческому музею. В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года - музей древнерусской живописи. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Музей закрыт.

Буквально напротив входа в храм находится вход в Управление делами президента РФ, а именно Путина В.В. Поэтому этот храм иногда называют «президентским». Бытует поверье, что сотрудники Управления часть рабочего дня проводят в этой церкви, и поскольку своих грехов иметь не могут, то отмаливают нас, грешных, погрязших в пороках.

Рядом с храмом расположен дом №12 по Ипатьевскому переулку. Правое строение этого дома имеет непосредственное отношение к Никитниковской церкви. Это старинные палаты, построенные в середине XVII века, пример каменной жилой застройки, которая постепенно начала вытеснять в Москве деревянные дома.

В 1670г. палаты были отданы под мастерские Симону Ушакову, одному из первых русских живописцев. Именно его имя и спасло древние палаты от уничтожения в советское время.

Симон Ушаков — знаковая фигура в истории русской живописи. Родом из посадских, в 1648г. поступил на царскую службу в Серебряную палату, где работал «знаменщиком», т. е. сочинял рисунки для украшения утвари и ювелирных изделий, а также рисунки для знамен, географических карт, вышивок и церковных облачений.

Постепенно он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича. Ушаковская мастерская писала иконы и фрески для Архангельского, Успенского соборов Кремля, церкви Троицы в Никитниках. Ушакова принято считать основателем русской живописи.

До него на Руси писали только иконы, а Ушаков начал рисовать портреты светских людей, так называемые парсуны — переходный жанр между иконописью и светским портретом. Они по-прежнему рисуются на досках, напоминают святые лики, но уже появляется богатая светотень, прием, который Симон Ушаков воспринял от итальянских мастеров.

Ну а сейчас здесь располагается Федеральное казначейство, которое контролирует операции со средствами федерального бюджета, и тщательно следит за справедливым его распределением.

Чтобы попасть к храму, нужно всего лишь пройти охрану управделами президента. Сделать это совсем несложно, просто надо кричать в трубку телефона что-то типа: «Электорат хавает! Да куда он денется? Ну хоть два триллиона дайте!». А может, и так пустят.

На охраняемой территории в Никольском переулке находится еще один храм - церковь Николая Чудотворца «Красный звон». Название происходит от красивого звона колоколов храма, в числе которых был колокол 1573 года, предположительно взятый царём Алексеем Михайловичем в качестве трофея во время Польской войны.

Храм был известен тем, что рядом с его алтарём была захоронена голова Алексея Соковнина — начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре против Петра I и был за это четвертован на Болотной площади. Его родственники вытребовали останки, но они уже были отправлены властями в «убогий дом», поэтому была погребена с почестями лишь отсечённая голова.

Уже выйдя на Варварку, мы заметили группу сотрудников, расположившихся на обеденный перерыв. В каком именно ведомстве они работают, я так и не понял.

Fais se que dois adviegne que peut.