Розовый павильон. Розовый павильон в павловске

В Луговом парке от царской мельницы прямой, как стрела, канал приводит к Озерковскому, или Розовому, павильону. В том месте, где стоит павильон, канал расширяется в длинное озеро, часть которого образует так называемый Самсоновский бассейн. Параллельно ему с востока тянется другое узкое озеро, а к северу находится третье, соединенное со вторым шлюзом. На перешейке, у которого сближаются все три озера, построен тот самый павильон, получивший от озер свое название. Павильон построен по проекту Штакеншнейдера в 1848 году в греко-римском (помпейском) стиле. С южной стороны его полукруглая ниша с колоннами, посреди ниши - скамейка. В другой нише бронзовая статуя Императрицы Александры Феодоровны. Главный вход в павильон украшен открытым портиком. Балки, составляющие его потолок, поддерживаются прекрасными гермами работы Теребенева. Весь портик прикрыт вьющимися растениями. Посреди портика - мраморная статуя Баруччи «Спящая нимфа». Внутри павильона помещается большая зала, кабинет и гостиная Императрицы; все комнаты очень стильной отделки. Обстановка тоже обращает на себя внимание. Из числа находящихся в павильоне предметов можно указать на круглый столик с фарфоровой верхней доской, на которой живописью изображены мотивы рафаэлевских лож, далее следует отметить прекрасные бронзовые канделябры в античном стиле, украшенные ящерицей, ползущей по стержню.
Интересны фарфоровые вазы, расписанные красным рисунком по черному полю, в стиле греческих гончарных изделий такой же письменный прибор. Из комнат лестница ведет на башню, в которой также две комнаты одна над другой. Верхний этаж башни имеет открытые арки, из которых красивый вид на окрестности. Вообще, павильон один из самых изящных в Петергофе. Красива и обстановка, его окружающая. С юга к нему примыкает небольшая площадка, огороженная полукруглой решеткой. У концов решетки на запрудьe, перегораживающей в этом месте бассейн, поставлены два мраморных тритона на дельфинах, возле одного из них прекрасная мраморная копия Паллады Джустиниани. За ней лестница ведет вниз ко второму озеру и здесь под обрывом, у небольшого водоската, среди кустов - мраморная купальщица. С северной стороны павильона спускается красивая лестница, по уступам которой поставлены вазы и два бронзовых кентавра. Мостик через проток, соединяющий два пруда, украшен галереей из каменных столбов, перевитых вьющимися растениями. Перед лестницей разбит газон, украшенный мраморной статуей Психеи. Далее идет широкий пруд, посреди которого на островке притаилась мраморная нимфа. Противоположный берег пруда образует террасу с балюстрадой из серого полированного гранита. По сторонам на пьедесталах поставлены две большие бронзовые кратеры с рельефными изображениями вакхического танца и жертвоприношения Поликсены. На площадке, образуемой террасой, красуется великолепная бронзовая копия ватиканскаго Нила, копия эта была сделана Гамбургером по модели, присланной папою Пием IX в дар Николаю I.

История строительства Павильона роз

Розовый павильон - это прекраснейший памятник русской культуры, возникший в начале XIX столетия. Ввиду своей изысканности, павильон стал одним из самых знаменитых сооружений Павловского парка. Будучи окруженным со всех сторон розариями, место назвали именно Павильоном роз. Первоначально здание являлось дачей Багратиона. Но уже в 1812 году специально для императрицы Mapии Федоровны главный арфитектор Павловска Андрей Воронихин перестраивает дачу в прекраснейший павильон на четырех колонных портиках, украшают которые живописные картины о играх амуров. Над главным фронтоном расположилась надпись на французском «Павильон роз».


Императрица была страстным любителем и знатоком цветов. Ей привозили особенные сорты роз для розария со всей Европы. Хозяйка павильона желала превратить его в Царство цветов. Весь интерьер павильона был выполнен с использованием живых цветов или их изображений. Стены были покрыты гирляндами цветов, купольный зал-ротонда пестрил многообразием цветов, на изысканной мебели повсеместно были накинуты нежные вышивки с изображением роз. В 1814 году к цветочному павильону пристроили танцевальный зал, росписью которого занимался Д.Б.Скотти. Стиль интерьера оставался прежним - цветочные гирлянды на плафонах, искусственные розы, образующие под куполом огромную розетку, 4-х ярусная люстра, украшенная зелеными листьями и многое другое. Такой декор отражает уникальный стиль русского декоративного искусства в начале XIX века.


Именно в Розовом павильоне состоялась торжественная встреча с победителем Наполеона и освободителем Европы - Александром I. Хвалебные гимны и кантаты в честь победителя, фейерверк и стрельба из пушек сделали это событие особенно праздничным и знаменательным. После смерти Марии Федеровны, павильон стал играть главенствующую роль в развитии русской культуры. И.Крылов, В.Жуковский, Н.Карамзин читали здесь свои литературные творения, начинающие талантливые музыканты проводили здесь тематические вечера. Постоянным гостем мероприятий был Д.Бортнянский, встречали здесь и М.Глинку.


Современное время

К сожалению, жестокие военные годы уничтожали всё на своем пути. Так и Розовый павильон во время войны был разрушен. Лишь в 70-х гг. А.И. Зеленова собрала все необходимые исторические документы для начала восстановительных работ. Сейчас павильон восстановили и вновь октрыли для любителей прекрасного.


Редакция сайта Пушкин.ру

Наверное, мало кто знает, откуда же берут свои воды знаменитые Петергофские водопады. Чаще всего гости, приезжающие в Петродворец, довольствуются теми экскурсиями, которые предлагают по Верхнему и Нижнему паркам. Они того стоят, но если отойти на пару километров на юг от парка, то можно по живописной аллее попасть в Луговой парк.

Луговой парк г. Петродворца входит в исторический дворцово-парковый ансамбль площадью более 1000 га, который имеет общегосударственное и международное значение. Парк является памятником архитектуры 19 века. Он был задуман как пейзажный парк. На территории парка располагается уникальная гидротехническая система (каналы, пруды-накопители, шлюзы-регуляторы), созданная по замыслу Петра I для обеспечения водой фонтанов Петродворца и Стрельны. Уникальность гидросистемы состоит в том, что её бесперебойное функционирование обеспечивается за счёт естественных ресурсов водосбора.

От главного входа в Верхний сад, вдоль Самсоновского трубопровода , тянется на юг широкая, обсаженная липами дорога, длиною 2 километра.

Она заканчивается у Круглого пруда перед Розовым павильоном , оформляющим вход в Луговой, или Озерковый, парк.

Закладывался парк в середине XIX века на месте болот и крестьянских полей. Архитектор А. Штакеншнейдер составил проект зданий, инженер М. Пильсудский разбил на местности пруды и каналы, спроектировал мосты, а садовый мастер П. Эрлер подбирал и высаживал деревья и кустарники.

Развивая принципы пейзажных парков, русские паркостроители середины XIX века считали, что главную красоту их составляют элементы, характерные для самой природы: луга, водоемы, острова на них, свободно размещенные группы деревьев, цветы. Решающую роль в оформлении нового паркового массива отвели лугам и прудам-водохранилищам. Вдоль десяти прудов, вытянутых словно ожерелье и соединенных каналами, и расположены участки Лугового парка.

Розовый, или Озерковый, павильон - основное архитектурное сооружение парка - был построен в 1845-1848 годах по проекту А. Штакеншнейдера по типу павильонов Ольгина пруда. В годы Великой Отечественной войны Розовый павильон был разрушен.

Он был расположен у начала чугунного Самсоновского водовода, на дамбе, почти окруженной водоемами: Самсоновским бассейном , Большим Круглым и Мельничным прудами , состоял из двух одноэтажных объёмов, соединённых небольшой галереей, и высокой трёхэтажной башни, увенчанной колоннадой тосканского ордера, служившей главной видовой площадкой этой части парка.

Главный вход был украшен открытым портиком, навес над которым поддерживали гермы (четырёхгранные столбы с изображением голов наверху) из серого гранита, выполненные скульптором А. И. Теребенёвым (автором скульптур атлантов у подъезда Нового Эрмитажа), и полукруглая гранитная терраса с решёткой, где находятся затворы фонтанных труб.

Портик закрывался плющом, и внутри него, в зелёном полумраке, возвышалась прекрасная статуя итальянского скульптора Баруччи "Спящая нимфа" . Необычайную поэтичность придавала зданию и примыкавшая к нему трёхэтажная башня с открытой террасой наверху. Сад, разбитый вокруг павильона, поражал изяществом цветочных газонов, мостиков, террас у прудов, богатством скульптурного украшения.

Павильон был сильно повреждён во время войны, перголы, другие произведения малых форм и скульптура утрачены, башня разрушена (есть сведения, что как минимум некоторые из герм были вывезены в Петергофский музей-заповедник, где и сохраняются по настоящее время).

Сохранилась лишь площадка с подпорной стенкой из серого гранита, на которой некогда была установлена скульптурная группа «Нил». К павильону стягивалось несколько дорог, связывавших его с другими парками Петергофа и с отдалёнными районами Лугового парка. Они шли на юг, вдоль водовода, и на юго-запад, к Бельведеру.

К сожалению, реконструировать этот памятник никто не пытается (в отличие от посещаемых Нижнего парка, Александрии), поэтому максимум на что хватает - это установка памятной таблички...

А вот так Розовый павильон запечатлен на акварели Луиджи Премацци (1850), на картине, находящейся в Государственном Эрмитаже . Что называется - найдите 10 отличий...

Розовый павильон – одно из самых поэтичных сооружений Павловского парка. Он расположен в живописном месте на границе трех районов: Старой Сильвии, Белой березы и Парадного поля в окружении глади прудов.

В конце XVIII века земли за Парадным полем жаловались придворным из окружения императора Павла I. Так в 1797 г. князю Алексею Борисовичу Куракину, тайному советнику, камергеру и кавалеру различных орденов был пожалован участок вблизи парадного поля. На планах 1799 г. дом Куракина значится на месте будущего Розового павильона. В 1806 г. Куракин продает свой дом генералу от инфантерии князю П.И. Багратиону, который был назначен военным комендантом города Павловска. Первые годы пребывания Багратиона в Павловске отмечены его дружбой с великой княжной Екатериной Павловной и благосклонностью императрицы Марии Федоровны.

Летом 1811 г. обширный участок дачи Багратиона приобретен в собственную казну вдовствующей императрицы Марии Федоровны, но еще долго будет называться «дачей Багратиона».

Перестройку дачи Мария Федоровна поручила архитектору А.Н. Воронихину, пользовавшемуся большим уважением императрицы и, особенно, ее признательностью за работы по Павловскому дворцу. Воронихин создает легкую и изящную деревянную постройку в классическом вкусе. Квадратная в плане, она украшена четырехколонными портиками с венчающими их фронтонами и широкими крыльцами, ведущими к этим портикам. Завершается невысоким куполом на четырехгранном барабане, с полуциркульными окнами. Стены обшиты досками, окрашенными в светло-жёлтый цвет с нарисованными рустами, имитирующими кладку. Во фронтонах, а также во фризе по периметру фасадов – декоративные живописные панно, написанные гризайлью, с изображением игр амуров. Они привносят элемент пасторальности в эту стройную классическую постройку, подчеркивая назначение ее как места отдохновения, развлечения и игр.

Вокруг павильона прокладывают дорожки и разбивают розарий, отчего павильон получает название «Розового», а на главном фасаде под фронтоном появляется надпись по-французски, набранная из бронзовых золоченых букв «Pavillon des Roses».

Воронихин строит «Павильон Роз» по всем правилах осевой симметрии. На пересечении осей находится композиционный центр – Ротонда, как своеобразный архитектурный лейтмотив Павловска. Четыре полукруглые ниши Ротонды с восемью колоннами коринфского ордера по сторонам чередуются с тремя прямоугольными проемами, а место четвертого занимает мраморный камин. Гризайльная роспись в конхах ниш представляет объемные розетки, что усиливает впечатление глубины ниш. Над ними по всему периметру ротонды – расписной фриз из пальметт. Небольшой этаж над ротондой представляет круговую галерею с балюстрадой, а еще выше – купол с нарядными расписными гирляндами цветов на ослепительно белом фоне. Три открытых проема без дверей соединяют ротонду с окружающими ее гостиными, образующими П-образную галерею.

Специально для павильона была изготовлена мебель из карельской березы и ясеня: диваны, канапе, банкетки, угловые шкафчики и разнообразные цветники. Украшением мебели служили вышивки с изображением цветов и в особенности роз.

Розовый павильон стал любимым местом отдыха Марии Федоровны, здесь бывали именитые литераторы и музыканты.

Летом 1814 г. к павильону пристраивается большой танцевальный зал, так как Мария Федоровна задумала устроить в Розовом павильоне праздник, посвященный торжественному возвращению Александра I после победы над Наполеоном. Двухсветный около 400 квадратных метров танцевальный зал поражает великолепием отделки.

Темперная живопись с позолотой, выполненная Д.-Б. Скотти, представляет аллегорические символы победы и славы. Центр плафона украшает композиция из 20 подвесных гирлянд искусственных роз из разноцветного шелка, словно образуя огромную корзину. Из центра этой корзины спускается большая четырехъярусная люстра из золоченого дерева, по четырем углам – четыре меньшие люстры такой же конструкции. В простенках между окнами помещены бра в виде корзин с букетами листьев и украшенные золочеными воинскими шлемами со страусиными перьями.

Праздник состоялся 27 июля 1814 г. Перед павильоном на фоне иллюзорной декорации, изображавшей русскую деревню, написанной П.Гонзага, выступали хоры исполнявшие гимны и оды в честь царя-победителя. Стихи и музыку писали лучшие поэты и композиторы. В спектакле участвовали артисты императорских театров.

Еще один знаменитый театрализованный праздник и карусель состоялись 6 июня 1816 года в честь великой княгини Анны Павловны и ее супруга принца Вильгельма Оранского перед их отъездом в Нидерланды.

Вплоть до Великой Отечественной войны Павильон являлся музеем, а также местом для проведения лекций в летнее время. Разрушенный в годы оккупации, Розовый Павильон возрожден в своем первоначальном виде в 1990-х годах. Вокруг него разбит шикарный розарий.

1811-1812; 1814
Воронихин А.Н.; арх. Росси К.И., худ.-декоратор Гонзаго П.

Розовый павильон представляет собой деревянное здание с четырьмя фасадами и небольшим куполом, построенное в 1807-1812 годах по проекту архитектора А. Воронихина. Розовый павильон был со всех сторон окружен розами, и основной темой его внутренней отделки тоже были розы. В 1814 году к павильону пристроили танцевальный зал по проекту К. Росси и П. Гонзаго. Зал был построен всего за 17 дней - для бала в честь возвращения Александра I из Парижа после победы над Наполеоном. В наши дни в Розовом павильоне проводятся литературные чтения и музыкальные вечера.

На месте, где соединяются между собой четыре парковых района - Белая береза, Парадное поле, Старая и Новая сильвии, - в начале XIX века возник павильон, ставший вскоре одним из самых прекрасных и знаменитых сооружений Павловского парка. Здесь, на берегу пруда, рядом с аллей, ведущей в сторону дворца, в 1799 году построил дачу брат друга детства Павла I князь Алексей Куракин. В 1806 году ее купил и перестроил князь Л. Багратион, а в 1812 году проданный в казну дом был перестроен А. Воронихиным в парковый павильон, получивший название Розового павильона, так как был окружен розариями. В украшении самого строения все было подчинено теме этой царицы цветов.

Танцевальный зал Здесь в обществе хозяйки Павловска собирались художники и литераторы, здесь каждый мог написать в альбом свои стихи и проникновенные посвящения, здесь Мария Федоровна старалась выполнить все желания чувствительных и образованных гостей, вход для которых был открыт в любое время. 27 июля 1814 года Розовый павильон и его окружение стали местом великого торжества - встречи Александра I, возвратившегося из Парижа после победы над Наполеоном. По этому случаю к павильону по проекту К. Росси был пристроен Танцевальный зал, П. Гонзага написал на щитах театральные декорации, изображавшие русскую деревню. Эти декорации, установленные на воздухе на фоне пейзажей парка, создавали полную иллюзию действительных построек, на фоне которых разыгрывалось представление встречи народом войск победителей.

Танцевальный зал Декорации, несмотря на неоднократные починки, погибли уже в XIX веке, а сам павильон - во время войны. Возрожденный в результате длительных исследовательских и восстановительных работ, Розовый павильон органично вписался в пейзажное парковое окружение и поражает как благородством стиля, так и свойственными для Павловска удивительно найденными масштабами соотношении между рельефом, растительностью, самой постройкой и человеком.

Режим работы и стоимость билетов в Розовый павильон.